Отвечает нейропсихолог
Разве так может быть? Мы ведь привыкли слышать, что самооценку ребенка надо холить, лелеять, растить и укреплять. И не заметили, как вместо самооценки у ребенка выросло самомнение до небес.
Ребенок с завышенной самооценкой считает, что всегда прав и не терпит никаких замечаний в свой адрес.
Он не умеет адекватно оценивать свои возможности и не видит в себе недостатков. К чему приводит чрезмерное самомнение у ребенка и как с этим бороться?Диана Дорошенко
педагогика, детское развитие
педагог-психолог, нейропсихолог, воспитатель детей с отклонениями в развитии, стаж работы — 12 лет
Примерно до трех лет ребенок воспринимает себя всезнающим и всемогущим. На этом возрастном этапе он понимает только одно: «я существую». По-настоящему еще ничего не знает о себе и своих качествах. Сначала ребенок учится оценивать других, потом — себя. В три-четыре года малыш уже хочет быть, как взрослый. Однако своих реальных возможностей не учитывает, а приписывает себе все положительные качества, которые одобряют родители. И при оценке себя повторяет мнение взрослого — я послушный, потому что так сказал папа.
Примерно до шести лет завышенная самооценка — это нормально. Затем она планомерно снижается. Ребенок начинает ориентироваться на результаты своей деятельности и место, которое он занимает среди сверстников. К концу младшего школьного возраста самооценка становится адекватной. Но иногда этого не происходит. Причина в том, что родители где-то перехвалили ребенка и переборщили с одобрением всех его действий.
Признаки завышенной самооценки
По поведению ребенка всегда можно понять, что у него чересчур развито самолюбие. Важно вовремя корректировать поведение. Давайте разберемся, какие признаки говорят о завышенной оценке, и как бороться с этими проявлениями.
1. «Я уже все знаю и все умею»
Ребенок с чрезмерным самомнением склонен переоценивать свои возможности. Он настолько уверен в себе, что частенько выбирает непосильные задачи. Вспомните Незнайку, который брался за все подряд — играть, рисовать, водить машину, не имея никакого умения делать это. Он был непременно уверен, что в этом ничего сложного, и что он может справиться с любым делом.
Что делать
Хвалите только за реальные результаты. Чередуйте похвалу с критикой, только конструктивной. Учите прогнозировать результат и выделять промежуточные действия. Проговаривайте с ребенком то, что он реально умеет, а чему следует немного поучиться, потренироваться. Позволяйте ребенку столкнуться с реальностью, получить негативный опыт и посмотреть на себя со стороны. Хочет попробовать пойти на соревнования без подготовки? Пусть попробует, и когда у него ничего не получится, поймет, как важно адекватно оценивать свои способности и возможности.
2. «Я самый лучший»
Типичное проявление завышенной самооценки — когда ребенок ставит себя выше остальных. Все внимание окружающих должно принадлежать только ему. Других детей частенько использует, чтобы выделиться на их фоне: «Вот у него не получилось, а я вот как могу!» Такие дети не терпят конкурентов ни в чем и часто ревнуют своих родителей. Мама похвалила кого-то другого — сразу слезы: «А как же я?» Маленькому зазнайке важно, чтобы все внимание было обращено на него, и чтобы мама всегда хвалила только его. А если мама не дай Бог скажет, что он в чем-то неправ, то тут же может услышать: «Понятно, ты меня не любишь и не ценишь».
Что делать
Учите ребенка привыкнуть к тому, что он не один такой крутой на всей планете. Другие дети также заслуживают похвалы, у каждого есть свои достоинства. Например, Маша хорошо клеит, Федя быстрее бегает, а Миша отлично строит. У других ребят тоже можно чему-то поучиться. Объясните ребенку: «Если мама делает замечание и хвалит кого-то другого, то это не значит, что она стала меньше тебя любить. Тебе ведь приятно от похвалы, почему же не сделать также приятно кому-то другому?». При этом, конечно же, не забудьте сказать своему ребенку, что он тоже отлично играет в футбол или делает потрясающие фигурки из пластилина.
3. «Без советчиков обойдусь»
Ребенка с завышенной самооценкой не интересует мнение окружающих. Для него существует два мнения: его и неправильное. Занимаясь чем-то в команде, он сразу приступит к выполнению задания, даже не обсудив с другими участниками. Или попросту пропустит мимо ушей и сделает на свой лад. Если вступит в спор — не остановится, пока последнее слово не останется за ним. Будет говорить, что все не так, даже если оппонент прав. Просто такой ребенок не замечает собственные недостатки и не признает, что кто-то может сделать что-то лучше его. Помните мультик «Песенка мышонка?» Глядя на то, как товарищи хорошо кладут кирпичи, мышонок рассердился и заявил: «Я еще получше вас все сделаю!» А в итоге у него ничего не вышло, пока он не научился у других.
Что делать
Учите ребенка спрашивать мнение других людей. Можно начать с игры в интервью. Предложите ребенку поспрашивать у своих друзей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, какой цветок они считают самым красивым. Или, например: «Буратино — хороший друг или нет?». Ребенок будет выслушивать ответы по разным вопросам и научится принимать не только свою точку зрения. Развивайте навыки работы в коллективе и умение просить о помощи.
4. «Виноваты все, кроме меня»
Р успехи приписывает своим способностям, а неудачи — обстоятельствам или окружающим. Такие дети, если, например, споткнуться о камень, обвиняют не себя, а камень, который «не так» лежал на дороге. Опять вернемся к Незнайке. Потерпев неудачу, он говорил: «Эка важность! Не барское это дело». Не получилось играть? Это у него просто инструменты музыкальные «не такие». Не понравились всем его стихи? Да это просто другие не понимают его таланта! И не важно, что всем строки были обидны.
Что делать
Развивайте в ребенке умение видеть свои ошибки и извиняться. Тренируйте этот навык сначала дома, на простых повседневных вещах. Например, ребенок случайно разлил суп и возмущается, что ему слишком много налили. Постарайтесь донести до ребенка: «Ничего страшного, что ты пролил суп. Но мне будет приятно, если ты извинишься». Объясняйте, что все люди иногда ошибаются, и это нормально.
5. «Мне все должны»
Заносчивость и королевские замашки — это тоже признаки завышенной самооценки. Маленький зазнайка не только часто расхваливает себя и «якает», но и проявляет высокомерие и бестактность. У Агнии Барто есть стихотворение «Королева» — про третьеклассницу Настасью с короной из капрона на голове. Точно также с детьми-самолюбами: их частенько заносит, и они считают, что им все должны — повесить куртку, донести рюкзак. А еще они могут запросто перебить в разговоре и считают это нормальным. Со взрослым они могут разговаривать как с другом, не соблюдая субординацию.
Что делать
Развивайте эмоциональный интеллект и критичность к своему поведению. Важно помочь ребенку научиться понимать свои эмоции, наблюдая сначала за другими людьми, а потом — за собой. Так он сможет контролировать себя и соблюдать правила приличия. Ребенок увидит, что когда ему обидно или плохо из-за чего-то, то и другие могут испытывать то же самое. Таким образом, он поймет, как другим может быть неприятно из-за его поведения. Прививайте культуру общения и уважение к старшим.
Чем опасно чрезмерное самомнение ребенка
Завышенная самооценка закрепится, если любые действия взрослеющего чада будут оценивать, как положительные. Когда воспитание в семье строится по принципу кумира и некритичности, выровнять самооценку не получится.
Когда ребенок растет, уверенный во вседозволенности, это опасно тем, что он так и не научится адекватно оценивать свое поведение, результаты и возможности. Он начнет слишком болезненно воспринимать свои неудачи. Кроме того, такой ребенок всегда будет недооценивать других. Это отрицательно повлияет на формирование дружеских, партнерских и личных отношений. Со временем с ним даже могут перестать общаться другие дети, и он останется один.
Во взрослой жизни такой ребенок столкнется с реальным положением вещей и своей неспособностью справиться с серьезным делом. Потакать и терпеть его капризы уже никто не будет. Это может закончится депрессией и неврозом.
Как скорректировать самооценку
Нормализация самооценки потребует от вас много сил и терпения. Прежде всего, проанализируйте свои ошибки в воспитании. Старайтесь реалистично оценивать достижения ребенка, избегайте чрезмерного восхищения. Удовлетворяйте желания и прихоти ребенка в разумных пределах. Проговаривайте с ребенком чувства и эмоции, не сравнивайте его с другими, обвиняя в неудачах.
Ребенку важно научиться видеть свои ошибки и принимать свои недостатки. Развивайте в ребенке способность последствия своих поступков и брать на себя ответственность за результат. Приучайте спрашивать мнения у других, просить о помощи, извиняться. Но делать все это нужно аккуратно и максимально корректно по отношению к ребенку. Иначе вы можете столкнуться с конфликтами и проявлением вспышек агрессии.
Читайте также
Свежие комментарии