По книгам одного из самых известных психологов учатся быть мамами и папами миллионы людей
Юлия Гиппенрейтер
психология
психолог, доктор психологических наук, профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по экспериментальной психологии
Юлия Борисовна Гиппенрейтер — выдающийся российский ученый-психолог, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, автор более 80 научных работ и книг, а также мама троих детей, бабушка пятерых внуков и прабабушка семи правнуков.
Кто был на встрече с Юлией Борисовной или слушал ее лекции в записи, знают это ощущение доверия — ее хочется слушать и слушаться. Она обладает невероятным багажом знаний, опыта и мудрости. Поэтому ее книги по воспитанию на протяжении десятков лет остаются бестселлерами. Мы решили вспомнить некоторые цитаты из ее книг о том, как родителям строить отношения с детьми.
О воспитании
-
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение».
-
«Отмените власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подталкивайте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его превозносить. Не заставляете его делать что бы то ни было».
«Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему».
-
«Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. «…» Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? «…»…на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».
«Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности».
«Принимать ребенка безусловно — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!»
О чувствах
-
«Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства… Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим».
«Строгая мама эмоционально отгорожена от ребенка, по крайней мере, он так чувствует».
О семье
-
«Прежде чем воспитывать ребенка, родитель должен задуматься о воспитании самого себя».
-
«Гармоничные отношения между взрослыми — необходимое условие эмоционального благополучия детей и их развития в целом. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на стиль общения друг с другом и с окружающими».
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».
О детском поведении
-
«Стремление к свободе и самоопределению одна из базисных потребностей человека. У ребенка она появляется очень рано — на детском языке стремление к свободе и самостоятельности выражается словами — «я сам», «я сам могу».
«Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования „на прочность“ и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, вымогать».
О наказании
-
«Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок — «Ты не можешь!», игнорирование — «Мне до тебя нет дела» и даже — «Ты нелюбим».
-
«Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены».
«Вообще крик — признак слабости, и дети это чувствуют».
* Цитаты взяты из книг Юлии Гиппенрейтер:
«Общаться с ребенком. Как?»
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
«Введение в общую психологию»
«Родителям: книга вопросов и ответов»
«У нас разные характеры… Как быть?»
«Эти дети. Кто они?»
«Поведение ребенка в руках родителей»
Читайте также
Свежие комментарии