Иногда эта разница может достигать до двух лет
Евгения Гончарова
Врач-невролог детской клиники «СМ-Доктор» на ул. Космонавта Волкова
«Как правило, в один год ребенок должен уметь произносить от 10 до 15 слов, в полтора года — 50–75 слов. Именно в это время родители замечают разницу.
По многочисленным исследованиям, количество слов у девочек в этом возрасте составляет 60–70 слов, в то время, как у мальчиков, 30–40 слов. Но если их еще меньше, это повод для беспокойства.На развитие речи у детей влияет множество причин. Но даже при одинаковых условиях воспитания родители отмечают, что чаще всего мальчики начинают говорить позже девочек. Объясню, с чем это может быть связано».
Правое и левое полушария соединяет мозолистое тело (скопление нервных волокон). Так вот у мальчиков оно довольно тонкое, поэтому связь между ними слабая. Мальчикам сложно собрать воедино информацию из разных полушарий. У девочек, напротив, мозолистое тело толще, поэтому проводимость импульсов и связь между двумя половинками лучше.
У мальчиков лучше развиты лобные отделы головного мозга, которые отвечают за планирование действия, поведение, эмоциональную окраску действий. Им тяжело выполнять однообразную работу, поэтому не стоит нагружать ребенка сложными монотонными занятиям, лучше разделить их на мелкие части и сделать более увлекательными. Девочкам проще выполнять несколько дел одномоментно, мальчики могут концентрироваться только на одном действии.
Основной центр речи, который располагается в левом полушарии, созревает быстрее у девочек.
У девочек более развита способность к артикуляции и подражанию, они лучше копируют родителей, их стиль речи.
Девочкам проще понимать эмоциональную речь с разными интонациями в голосе, речь, наполненную прилагательными. Что касается мальчиков, то им нужны простые конструкции с четким содержанием. Следует излагать мысль кратко и по делу, без лишней информации. Мы же, родители, нередко стремимся очень подробно объяснить, что нужно делать, а чего не следует.
Дети воспринимают информацию по-разному. Мальчикам нужно понимать, зачем совершать какое-либо действие. Важно своим примером показывать им, что стоит, а чего не стоит делать. Девочкам достаточно сказать, что от них требуется.
Мозг мальчиков больше ориентирован на пространственное соотношение, их мышление нестандартно. Они показывают высокие результаты в тестах на скорость и точность, — мозг позволяет быстро выполнять задания. В разговоре они стараются донести суть. У девочек преобладает вербальный интеллект — способность складывать буквы в слова, а слова в предложения, их мышление однотипно. Им важен момент контакта, тема разговора не имеет такого значения, как само общение. Поэтому они успешны в деятельности, связанной с коммуникациями.
А эти факторы могут затормозить развитие речи независимо от пола ребенка
Неблагоприятное течение беременности или родов. Угроза прерывания, гипоксия, анемия, инфекции влияют на формирование головного мозга. Чем меньше плод, тем больше последствий.
Недостаточная коммуникация. Ребенку необходимо активное участие родителей в его жизни. Именно они эмоционально подкрепляют важность этого навыка — говорить красиво и грамотно.
Некомфортная обстановка в семье, при которой ребенок замыкается в себе. Бесконечные конфликты, деспотизм, запреты на самовыражение тормозят развитие малыша.
Педагогическая запущенность. Детям из неблагополучных семей, где они не получали должный уход и внимание, как правило, сложно сравняться с одногодками, которые росли в комфортных условиях.
Гиперопека и потакание прихотям ребенка. Если чадо видит, что родители выполняют абсолютно все, что он хочет, стоит ему моргнуть или показать пальцем, то необходимость в словесном выражении просьбы отходит на второй план.
Наследственность. Зачастую дети идут по тому же пути развития, что и мама с папой. Так что, взрослые, если не знаете, стоит поинтересоваться у бабушек, во сколько вы начали говорить.
-
Тяжелые болезни. Во время длительного пребывания в больнице все органы ребенка максимально настроены на выживание и поддержание адекватного жизнеобеспечения, но не на речевое развитие.
Как понять, что с речью малыша не все в порядке?
На смену гулению приходит лепет, затем появляются первые слова, фразы, простые предложения — сначала из одного слова, потом из двух и более. С грудничком необходимо разговаривать с самого рождения. По мере взросления подключать чтение сказок, рассказов о природе с красочными описаниями, не лениться подробно пояснять, для чего нужны предметы, которые окружают малыша.
Следующий этап — разучивание стихотворений (придает ритмичность речи), лепка из пластилина, конструирование, рисование карандашами. В 4 года важно научить ребенка рисовать, не выходя за границы линий. И чем больше маленьких деталей в рисунке, тем лучше. Мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, поэтому любые игры с пальчиками активизируют речевой центр в коре головного мозга.
Огромное значение у дошколят имеет общение со сверстниками, особенно в процессе игры. Но не виртуальной, а реальной! Ребенок не должен быть круглосуточно привязан к планшету (кстати, при просмотре мультиков мозг «засыпает»), поскольку без эмоциональных диалогов, обсуждений, споров с друзьями его словарный запас будет бедным и невыразительным.
Проблемы могут возникнуть в любом возрасте. Когда медлить уже нельзя, а нужно срочно идти к врачу?
Если ребенок в год не произносит простых слов и не реагирует на речь взрослого.
Если к 1,5 года не увеличивается словарный запас.
Если в 2 года малыш не говорит фразами: «мама, дай», «хочу пить».
Если в 3 года он использует только те слова, которые слышал по телевизору, в песне или мультфильме, повторяет заученные фразы, не реагирует на свое имя, не понимает обращенную речь, не выполняет просьбы.
Читайте также
Свежие комментарии