Спросили детского психолога, почему важно смотреть такие мультфильмы вместе с детьми
В сети появился трейлер нового анимационного фильма Хаяо Миядзаки «Как поживаете?». Ролик выложила дистрибьюторская компания GKIDS, специализирующаяся на инди-анимации. В России картина выйдет под названием «Мальчик и птица».
На создание фильма авторов вдохновил одноименный роман Ёсино Гэндзабуро, вышедший в 1937 году. Как и все работы Миядзаки, вроде «Когда здесь была Марни» и «Ходячий замок», «Как поживаете?» не стал прямой киноадаптацией книги. «Как поживаете?» — это история взросления и той трансформации, которую должен пройти подросток, чтобы вырасти. Сюжет книги рассказывает о жизни юноши по имени Коппер, переживающего потерю отца. Он живет со своим дядей, который выбрал необычный способ помочь подростку: он ежедневно отставляет для племянника записки, в которой рассказывает ему о жизни, дает советы и делится своим мнением.«Как поживаете?» — одна из любимых книг самого Хаяо Миядзаки: по его словам, роман оказал на него сильное влияние. Тоже самое делают с нами его анимационные фильмы: смотря их, мы узнаем много нового как о себе самих, так и о мире вокруг нас. Спросили детского психолога, чему мультфильмы Миядзаки могут научить ребенка.
Творчество Миядзаки — это особое искусство. Мультипликация, облегчающая восприятие. Волшебство и магия, сохраняющие ирреальность происходящего. Жизненные ситуации, схожие с теми, которые приходится преодолевать в реальности.
В наше время, когда дети имеют свободный доступ практически к любому контенту, особое внимание следует уделять тому, что может извлечь ребенок из фильма, мультфильма, передачи. Что же полезного в анимационных фильмах Миядзаки?
1. Просматривая их в семейном кругу можно найти тему для обсуждения, к которой без «повода» непросто подойти. Например, потеря родителей («Мой сосед Тоторо») — показаны и страхи, которые не видны взрослым, но угнетают детей, и то, что всегда можно найти помощь, совет, поддержку. Или расстройство пищевого поведения как компенсация одиночества («Унесенные призраками»), и выход из этой зависимости при решении вопроса с окружением.
2. Фильмы отражают непростые ситуации, в которых якобы герои не могут влиять на обстоятельства — многозадачность и необходимость тяжелого труда («Унесенные призраками»), безвыходность ситуации («Ходячий замок»), страх перемен («Ариетти»), а также показывают варианты действий, которые позволяют зрителю принимать решение — подходит эта модель выхода лично для него, или нет.
3. Анимация провоцирует яркое проживание эмоций (даже когда-то подавленных, связанных с детскими травмами или незакрытыми ситуациями), позволяя «отработать» конкретную боль. В «Ходячем замке» это проблема старения, а также влияние эмоций в целом на состояние женщины и на ее внешность в частности. В «Ведьминой службе доставки» это сепарация от родителей, вопросы независимости, одиночества и выбора между своими потребностями и долгом. В «Принцессе Мононоке» это старая обида, осуждение решений окружающих. В «Унесенных призраками» это непонимание детей взрослыми, ощущение потерянности.
Каждый анимационный фильм Миядзаки это возможность поразмыслить о чем-то непростом самому ребенку, и обсудить это в более свободной манере со взрослыми. Безусловно, для этого взрослому хорошо бы самому понимать, о чем идет речь и быть знакомым с мультфильмами, которые смело можно назвать психотерапевтическими.
Читайте также
Свежие комментарии