На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

424 подписчика

Синдром Лолиты: как ранняя сексуализация повлияла на Брук Шилдс, Натали Портман и других звезд

Откровенные съемки и неудобные вопросы: мы спросили эксперта, чем это грозит

кадр из фильма «Прелестное дитя»

В честь 59-го дня рождения актрисы вспоминаем сериал о ней, выпущенный стриминговым сервисом Hulu. «Прелестное дитя: Брук Шилдс» — это байлопик об объективации и сексуализация ребенка. Что это такое и чем это опасно для юных актеров и моделей — разбираемся с экспертом на примере знаменитых актрис.

Сексуализация — это восприятие человека как сексуальный объект с точки зрения его внешности и привлекательности. Она может проявляться в виде неуместных комментариев, неудобных вопросов. Ранняя сексуализация не готовых к этому детей и подростков  может влиять на то, как они воспринимает собственное тело и сексуальность в целом, а также сдвигать в сознании ребенка границы допустимых вещей, которые с ним можно делать.

Маленькие девочки на конкурсах красоты, дети, принимающие участие в съемках рекламы, юные звезды спорта и начинающие актрисы — сексуализация детей окружает нас практически везде. Мы решили рассказать о нескольких звездах, столкнувшихся с этим феноменом, а также обсудить с экспертом, к каким последствиям для ребенка может привести ранняя сексуализация.

Брук Шилдс

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Брук Шилдс рано начала карьеру — ей было только 11 месяцев, когда она приняла участие в своих первых модельных съемках. Мать актрисы, Тери Шилдс, говорила: «Она самый красивый ребенок, и я собираюсь помочь ей с карьерой». Брук много снималась для журналов и рекламы, а также стала появляться в кино. В 10 лет девочку сняли обнаженной для журнала «Playboy» и сейчас уже взрослая Шилдс который год пытается отсудить у издания права на свои фотографии. 

В 12 лет она появилась в фильме «Прелестное дитя» о жизни дочери проститутки, которая оказывается в борделе. Шилдс снималась в довольно откровенных сценах и ее первый поцелуй был с ее коллегой по съемочной площадке, 29-летним актером.

Все это не прошло даром для Брук — ей потребовалось много лет, чтобы самой научиться воспринимать себя как живого человека, а не проект своей матери и режиссеров и главную сексуальную фантазию миллионов людей по всему миру. 

Натали Портман

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Натали Портман стала известной по всему миру после того как в 11 лет исполнила роль Матильды в фильме «Леон». Маленькая девочка, оставшаяся без родителей на попечении киллера, она быстро стала восприниматься публикой как «новая версия Лолиты». 

Для актрисы это стало сложным испытанием. «Кинообозреватели говорили о моей многообещающей груди в своих рецензиях. На местном радиошоу был запущен обратный отсчет до моего 18-летия — даты, с которой мне будет разрешено заниматься сексом», — рассказала она во время Женского марша в 2019 году. «Я очень быстро поняла, что если бы я начала открыто выражать свою сексуальность, мужчины были бы вправе обсуждать и объективировать мое тело». 

Это привело к тому, что актриса вообще решила отказаться от своей сексуальности: «Я чувствовала себя в безопасности, только когда я говорила «Я — консервативная, серьезная и умная. Вы должны уважать меня». Актриса хотела, чтобы у всех сложилось впечатление, что она очень скромная и ей это удалось.

 Бритни Спирс

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Бритни Спирс приходилось несладко на протяжении всей ее карьеры. Постоянный контроль семьи, преследование папарацци в 2007 году, когда у певицы случился нервный срыв, и бесконечная объективация. Сейчас уже мало кто вспомнит, но в 00-х обсуждения того, был ли у Бритни Спирс и Джастина Тимберлейка секс, публиковались буквально в любом молодежном журнале.

Спирс постоянно приходилось оправдываться за собственные наряды и внешний вид, в то время как интервьюеры никогда не стеснялись задавать совсем еще юной девушке вопросы, касающиеся ее груди и девственности. В случае с Бритни Спирс сработала защитная реакция, обратная той, которую применила Натали Портман — устав доказывать миру, что она «хорошая девочка», Спирс начала показывать, насколько она может быть плохой.

Скарлетт Йоханссон

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Скарлетт Йоханссон так давно в киноиндустрии, что многим кажется, что она старше, чем кажется. Однако, 38-летняя актриса из-за сексуализации и объективации чуть не ушла из кино. Появившись в «Трудностях перевода» в 17 лет, актриса закрепила за собой славу секс-символа.

«Я как будто застряла в этой гиперсексуальности. Я не получала предложений по работе, которые мне хотелось. Люди как будто думают, что мне около 40 лет». С годами актриса научилась отделять себя от ролей, а также отвечать на грубости во время интервью: на протяжении всей ее карьеры в Marvel актрису спрашивали о ее теле.

Милла Йовович

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Еще одна звезда блокбастеров — Милла Йовович — тоже начала карьеру очень рано. Свой первый модельный контракт актриса заключила, когда ей было всего 11 лет. Настоящую популярность ей принесли съемки в продолжении знаменитого фильма с Брук Шилдс — «Возвращение в Голубую лагуну».

На момент съемок актрисе было 15 лет, и Йовович столкнулась с тем, что мир возвел ее в статус секс-символа, так как сцены в фильме и весь ее образ были достаточно откровенными. При этом критики осудили игру Миллы и особенно то, как она выглядела, перенеся ответственность с режиссера фильма на юную актрису: «Я чувствовала себя ужасно, читая одну плохую рецензию за другой». Актриса и сейчас говорит о том, что этот опыт оставил ей немало душевных ран.

Милли Бобби Браун

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Если кажется, что сексуализация подростков осталась где-то в 90-х и 00-х, то это не так. Актриса Милли Бобби Браун, звезда «Очень странных дел», на протяжении последних восьми лет одновременно сексуализируется обществом и осуждается им же.

В СМИ обсуждали внешность актрисы, постоянно делая упор на то, что она выглядит старше своего возраста. Когда девушка стала немного старше и начала выбирать более откровенные наряды, ее начали осуждать за то, что она позволяет себе так выглядеть. При этом происходило тоже, что и с Натали Портман: некоторые сайты вели отсчет до ее восемнадцатого дня рождения. 

 

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, сексотерапевт

Ранняя сексуализация или нет — решает психика ребенка. Мы не можем точно знать, в каком возрасте ребенок будет готов к этому. Есть те, кто ощущает себя девушкой достаточно рано, лет с 13 или 14, и все разговоры у такой девушки только о мальчиках, а есть те, кто и в 20 лет — ребенок.

Когда мы говорим о людях вроде Брук Шилдс и подобном опыте, мы должны понимать, что дети в этой ситуации ничего не решали. Это взрослые за них решили, когда это будет происходить. Они не прислушивались к тому, готов ребенок или нет. 

Конечно, они могли спросить ребенка, хочет ли он этого, и ребенок мог ответить «да, конечно, мамочка». Дело в том, что дети склонны позитивно реагировать на то, что им предлагают родители, так как они их любят.

Какие последствия для ребенка несет за собой подобный опыт?

Дети реагируют по-разному. Если ребенок не готов, у него могут включаться защиты. Они бывают относительно здоровые: например, диссоциация. В этом случае у ребенка идет разделение себя внутреннего с тем, что с ним происходит. Такое, например, происходит с детьми, когда их бьют. 

Бывают и нездоровые защиты: любая атака на собственное тело. Сюда относятся также пищевые расстройства, вроде булимии и анорексии. Скарификация — дети режут руки до шрамов, иногда доходит до суицида. 

Многое зависит от степени сексуализации, от того, насколько для ребенка это приемлемо или неприемлемо. У каждого ребенка своя норма: то, что взрослому будет казаться невинным, для ребенка окажется унизительным. 

Диссоциация во всех ее видах и формах все-таки самый распространенный механизм. Однако, если у ребенка есть склонность наследственная к психическим заболеваниям, диссоциация может привести к расстройству множественной личности. 

Как это может проявляться во взрослом возрасте?

У взрослого человека, имеющего подобный детский опыт, сексуальность будет негармоничной. Сценарии могут быть разными. Например, более или менее нейтральный вариант: объективация себя или партнера. В этом случае человек воспринимает себя или партнера как объект, а если я объект, то у меня нет права решать, что приемлемо, а что нет. Также бывает гипертрофированная форма объективации, которая приводит человека к вебкаму или проституции. Все зависит от силы воздействия.

Это также может приводить к отсутствию сексуального влечения с уходом в асексуальность. Либо наоборот, в гиперсексуальность, где у человека может наблюдаться сексуальная зависимость и различные фетиши. 

Может ли процесс сексуализации пройти для ребенка не травматично? 

Сексуализация опасна тем, что ребенку не ясно, что происходит. Ребенок может понимать, когда его обижают — да, тут плохо, тут я страдаю. А когда им восхищаются — ему не понятно, что именно не так. 

Это может закончиться хорошо только в случае, если это свойственно ребенку. Например, у девочки есть ролевая модель в лице мамы, которая представляет собой сексуальную феминную женщину. И взрослея и начиная проявляться, получать комплименты и внимание, девочка растет с ощущением «я становлюсь как мама». Важно, чтобы совпало все: возраст, развитие, гормоны, ощущение и предчувствие сексуальности. 

В сексуализации ребенок отдельно, а его образ отдельно. Если родители отправляют ребенка на эту дорожку — ходят с ним по кастингам, разрешают сниматься в рекламе — они должны быть уверены, что знают, что они делают. Либо пройти весь этот путь с психологом, чтобы отслеживать состояние ребенка. К сожалению, чаще всего мы сталкиваемся со сценариями, где ни желание, ни готовность ребенка не учитываются вообще. 

Читайте также

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх