На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Васильев
    А надо ли такого скота оставлять в живых?Выколол глаз разв...
  • андрей картаев
    автор не в теме бананы вообще то перевозят в холодильниках и везут морем много дней  и везут зелеными  и за пару дней...10 продуктов, кот...
  • Михаил Чернов
    Хрень какую-то пишут. Одень любого ребёнка , дай ему образ - не ошибёшься...Настенька из «12 ...

Что происходит с психикой ребенка, когда на него кричат

Торможение в развитии, тревога, оцепенение и другие реакции детской психики на крик

Кто-то кричит на детях в исключительных случаях (не сдержал эмоций), у кого-то крик становится обычным методом воспитания. «Пока не закричишь, сын с места не сдвинется», — жалуются мамы детей-подростков. На улице часто можно стать свидетелем сцены, когда папа прикрикивает на своего ребенка, который остановился, а мама криком пытается «успокоить» плачущего ребенка.

К сожалению, агрессивный повышенный тон можно услышать и от учителя в школе. «Наша классная так следит за дисциплиной на уроке. Я понимаю, что сейчас с детьми сложно, они активные и шумные и так далее. Но ведь дети, если регулярно слышат крик и озлобленно-раздражительный тон в свой адрес, начинают к этому привыкать и принимать за норму», — рассказывает мама одного из учеников.

Нужно сказать, что дети по-разному реагируют на агрессивную манеру общения. У кого-то достаточно собственных ресурсов, чтобы пройти этот момент без последствий, а кто-то, более чуткий и ранимый, реагирует болезненно. Один из вариантов воздействия систематического стресса на ребенка — торможение его развития, рассказывает клинический психолог Мария Макухина.

О том, что еще происходит в организме ребенка, который слышит крик, и как со временем меняется его психика и поведение, в нашем материале.

фото: Getty Images

Мария Макухина

психология, детско-родительские отношения

Детский клинический психолог

- Для начала небольшая нейробиологическая справка. В головном мозге есть область под названием амигдала (или миндалевидное тело), расположенная под его корой, в белом веществе. Здесь возникают и обрабатываются наши эмоции. Амигдала «запускает» действие гипоталамуса, который отвечает за огромное количество процессов в организме, в том числе, за выработку корой надпочечников гормона стресса кортизола. 

Эта цепочка выглядит так: происходит некая социальная ситуация — амигдала обрабатывает ее, получая информацию об ее эмоциональной окраске, и отвечает на нее страхом и тревогой — через нейротрансмиттеры активируется гипоталамус — гипоталамус стимулирует гипофиз, а гипофиз — кору надпочечников на выделение кортизола — кортизол переводит организм в режим повышенной готовности.

При этом все процессы, от которых не зависит выживание организма, «ставятся на паузу». 

Там, где есть крик и раздражение, воспитание заканчивается.

Какие могут быть негативные последствия?

  1. Если это происходит постоянно, организм начинает перестраиваться, и процессы, которые важны для развития ребенка, но которые не важны для выживания, постоянно приостанавливаются. Есть исследования, результаты которых говорят о том, что постоянный стресс приводит к торможению развития. 

  2. У взрослого человека, который кричит на ребенка, явно есть трудности с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. А значит, он не может регулировать эмоции и поведение ребенка и «выпадает» из воспитательного процесса. Там, где есть крик и раздражение, воспитание заканчивается. 

  3. В такие моменты ребенок остается без внешней регуляции, которая нужна ему для познания и развития, пока его собственная регуляторная система еще не созрела. Говоря на уровне физиологии, лобная кора головного мозга еще не сформировалась, и он пока не может сам регулировать свои эмоции. 

  4. Кроме того, психика ребенка устроена так, что он копирует поведение значимых взрослых, людей, к которым он привязан. Все, что делает родитель, автоматически легализуется, и у ребенка появляется внутреннее разрешение на такое поведение: «Если так делает мама или папа, значит, это приемлемо, я тоже могу так делать». Постоянные родительские крики приводят к тому, что в сходных, по мнению ребенка, ситуациях он тоже начинает повышать голос: кричать на других детей или взрослых. 

  5. Родительские крики вызывают у ребенка страх, тревогу, оцепенение.

  6. Он обесценивает спокойное детско-родительское общение, и через какое-то время становится невосприимчивым к крикам, то есть они на него просто не действуют, он воспринимает их как привычный фон. И если в первое время родитель может добиться желаемого эффекта, то потом ему приходится переходить к еще более агрессивным методам воздействия.

Читайте также

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх