Родная мать забрала мальчика, но отдала его в школу-интернат

«Последняя роль Риты»
В 2023 году мы писали про эту странную историю: женщина стала матерью двойни — мальчика и девочки — благодаря суррогатному материнству. Только оказалось, что мечтала она лишь о девочке, а сына оставила на воспитание няне.
Мальчик 7 лет рос с чужой женщиной, воспринимая ее как мать, но затем органы опеки вынудили няню отдать ребенка биологической матери. Эта история получила свое продолжение. Мать и няня продолжаются бороться за мальчика, которому уже исполнилось 11 лет.Как все начиналось

«Последняя роль Риты»
У Татьяны Калентьевой большой опыт работы в сфере медицины и образования, женщина много лет проработала с детьми, но когда устроилась няней в семью Юлии (имя изменено — прим. ред.), столкнулась со совершенно неординарной ситуацией. Москвичка Юлия стала матерью двоих детей, как она сама утверждала, с помощью услуг суррогатной матери (но тайна появления детей на свет до сих пор вызывает вопросы). Женщина забрала к себе дочь, а сына оставила с няней из Набережных Челнов, оформив на нее доверенность. Татьяна не смогла бросить на произвол судьбы мальчика и растила его как родного, водила его в развивающие секции, на платный прием к врачу (без соответствующих документов, будучи посторонней женщиной, она не могла прикрепить его к поликлинике по ОМС).
Со слов Татьяны, мать Максима (имя изменено — прим. ред.) присылала на его содержание 5 тысяч рублей в месяц, чего, естественно, не хватало, а позже и эти деньги переводить перестала. Но когда пришло время записать Максима в школу, органы опеки и попечительства узнали, что ребенок фактически живет с посторонней женщиной, и принудительно изъяли его и отдали матери, которая до этого не проявляла желания забрать сына.

«Последняя роль Риты»
Татьяна несколько лет борется через суд за право опеки над Максимом, но шансов у нее практически нет — родная мать не лишена родительских прав. Сейчас бывшая няня мальчика надеется, что ей хотя бы разрешат видеться с ребенком. Биологическая мать практически сразу же отдала ребенка в частную школу-интернат, где Максим постоянно проживает, за исключением каникул. Няня уверена: таким образом от нежеланного ребенка избавились.
У матери свое объяснение, почему она отдала сына няне

«Последняя роль Риты»
Сейчас Максиму 11 лет, суды длятся уже четыре года. Татьяне по-прежнему не позволяют видеться со своим воспитанником, который раньше считал ее своей матерью. Юлия не выходит на связь с журналистами, но недавно «Комсомольская правда» пообщалась с ее адвокатом Алексеем Скляровым.
Ранее няня Максима уверяла, что детей не рожала суррогатная мать, так как видела документ из роддома, в который Юлия ложилась на несколько дней. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец предполагала, что дети вообще могли быть чужими и незаконно усыновленными. Адвокат Юлии все эти версии опровергает.
«Дети были рождены суррогатной матерью. Это факт. У Елены есть договор с женщиной, которая выносила и родила ее детей», — сообщил Алексей.
То, что Юлия отдала сына на воспитание чужой женщине и разрешила увезти его в другой город, адвокат объясняет тем, что у женщины был в жизни непростой период, когда она ухаживала за отцом, страдающим алкоголизмом. Почему тогда Юлия оставила дочь себе, юрист не уточняет, предполагает лишь, что у его клиентки были на то свои причины.
«Возможно, решила, что дочери лучше воспитываться матерью, а мальчик — более самостоятельный ребенок и его можно поручить няне, — высказался адвокат.

«Последняя роль Риты»
Также Алексей уверяет, что даже тогда, когда Максим жил в Набережных Челнах, мать иногда навещала его, а также часто общалась по видеозвонкам. Но Татьяна отрицает этот факт. С ее слов, биологическая мать не интересовалась ребенком, не звонила ему.
«Мама никогда не присылала фотографии себя и дочери. То есть ребенок даже не знал, как они выглядят», — отвечает на это няня.
Еще один пункт, о котором сообщил адвокат Юлии: биологическая мать каждый месяц высылала на содержание сына 40 тысяч рублей. Этот факт якобы подтверждают документы, которые в суде представлены не были. Няня утверждает, что растила ребенка на свои деньги. При этом Татьяна акцентирует внимание на том, что хочет общаться с Максимом, и ей не нужны от Юлии деньги. Юлия уверена, что няню преследует только меркантильный интерес. Кто из сторон объективен, сказать сложно: у каждого своя правда.
«Мальчика не узнать, он похож на ребенка-маугли»

«Последняя роль Риты»
Еще два года назад, когда Татьяна только начала судебные тяжбы с Юлией, она сослалась на характеристику Максима из школы-интерната. Там мальчик стал совсем другим человеком — озлобленным, безынициативным, обиженным на весь свет. Няня уверена, что он так себя ведет из-за всех этих распрей, потому что чувствует себя брошенным и никому не нужным.
«Это не мой Максим. Мой Максим — другой. Что с ним произошло? Что они с ним сделали?» — заявляла Татьяна в 2023 году.
У биологической матери и здесь своя версия. Со слов Юлии, Максим вынужден находиться в специализированной школе, так как у него проблемы с дикцией и социализацией. Мать мальчика утверждает, что после воспитания няней Максим превратился в ребенка-маугли и ведет себя так, будто его несколько лет держали запертым в одной комнате.
Мы решили узнать у психолога, мог ли разрыв с матерью так сильно повлиять на ребенка, что у него возникли проблемы с социализацией.
Ника Болзан
Психолог, исследователь, автор собственных методик по проработке психологических травм
Эксперт-практик с 10-летним опытом в сфере материнства и воспитания
«Ситуация касается крайне сложной темы — воспитания ребенка в условиях суррогатного материнства и его дальнейшая привязанность к людям, с которыми он провел большую часть времени. Исследование 2011 года подтверждает, что дети, рожденные через суррогатное материнство, могут испытывать трудности в установлении привязанности и адаптации, особенно если они не имеют генетической связи с матерью. Это подчеркивает важность учета эмоциональных и психологических факторов в процессе суррогатного материнства», — подчеркивает психолог Ника Болзан.
В данном случае мальчик оказался между двумя сторонами: его биологической матерью, которая забрала девочку, и няней, с которой он оставался на протяжении значительного времени. Няня стала для него значимым взрослым, играя роль не только помощницы в воспитании, но и фактически став фигурой, аналогичной матери, особенно в период раннего детства, когда он нуждался в постоянной эмоциональной поддержке и безопасности.
Какие последствия для ребенка могут быть при таком разделении?

«Последняя роль Риты»
Психологически эта ситуация крайне болезненна для ребенка. Он столкнулся с невозможностью быть в непосредственной близости с матерью, что нарушает формирование безопасной привязанности, необходимой для нормального психоэмоционального развития. Важно отметить, что первичные привязанности в первые годы жизни имеют огромное значение для формирования личности. Если мать физически отсутствует, ребенок может испытывать дефицит эмоциональной связи, что ведет к нарушению ощущения безопасности и уверенности в себе. Это может негативно повлиять на уровень его психологического благополучия в дальнейшем.
Дети, которые не имеют возможности установить постоянную и эмоционально стабильную связь с родителями, часто сталкиваются с трудностями в социализации. В случае с мальчиком, который проводил большую часть времени с няней, можно предположить, что его восприятие могло измениться. Он воспринимал няню как маму, а не как помощницу в воспитании.
Как отсутствие матери влияет на ребенка?

«Последняя роль Риты»
«В исследовании 2020 года доказано, что отсутствие матери в раннем возрасте оказывает крайне негативное влияние на развитие ребенка. Дети, воспитывающиеся без матери, показывают более низкие результаты в когнитивных и академических тестах и имеют более высокий риск депрессии. Важно подчеркнуть, что ребенку необходимо не только физическое присутствие матери в его жизни, но и ощущение того, что она всегда рядом и готова поддержать. Если ребенок долгое время не видит свою мать, но знает, что она существует и когда-то была рядом, это может вызвать у него тревогу, беспокойство и сомнения в собственной ценности. Мальчик в этой ситуации, возможно, сталкивается с недостатком уверенности и психологической безопасности, что может повлиять на его поведение и самооценку, так как фактически он был вынужден воспринимать няню как свою мать, и она стала для него значимым взрослым», — объясняет психолог Ника Болзан.
С точки зрения уровня психологического благополучия, важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку и уверенность, исходящую от всех значимых взрослых. Это необходимо для формирования здоровой привязанности и уверенности в себе. Когда этого не происходит, возникают риски для психоэмоционального развития, и ребенок может испытывать сложности в дальнейшей адаптации.
Как избежать негативных последствий для психоэмоционального развития ребенка?

«Последняя роль Риты»
Для того чтобы минимизировать последствия, важно не только обеспечить физическое присутствие одного из родителей, но и создать для ребенка эмоционально поддерживающую среду. Это особенно актуально в ситуации, когда мать и няня борются за опеку. Открытые и честные разговоры между всеми сторонами помогут создать пространство для совместного воспитания, даже если оно проходит в условиях разделения. Параллельно с этим необходимо учитывать потребности ребенка в безопасности, любви и внимании, чтобы сохранить высокий уровень его психологического благополучия.
С помощью психотерапевтических подходов, направленных на восстановление доверительных отношений с родителями, можно помочь ребенку адаптироваться к ситуации и преодолеть стресс.
«Данная ситуация подчеркивает важность психоэмоционального благополучия ребенка, которое невозможно обеспечить без постоянной и стабильной связи с родителями. Для того чтобы обеспечить ребенку максимально здоровую атмосферу для роста, необходимо искать пути компромиссов между всеми участниками процесса воспитания, в том числе в вопросах опеки и взаимодействия с ребенком. В случае с мальчиком ему нужно больше времени и внимания как от матери, так и от няни, чтобы восстановить его уровень психологического благополучия и предотвратить возможные проблемы в социализации», — дополняет психолог.
Свежие комментарии