Рассказываем, как сложилась жизнь российских вундеркиндов.
Учиться никогда не поздно — гласит народная мудрость. А эти люди доказывают, что и никогда не рано. Они успешно освоили школьную программу и покорили университеты, когда им было 14, 13, 12, 11, 10 и даже 9 лет.
Впрочем, последний случай вызвал общественную дискуссию — действительно ли надо поступать в вуз так рано. С этим вопросом помогут разобраться сами вундеркинды.Поступил в 14 — нобелевский лауреат
Ученый с мировым именем, нобелевский лауреат, академик, а еще вундеркинд. Лев Ландау родился в Баку в 1908-м году в семье инженера-нефтяника. Его успехи в математике поразили учителей. В 12 лет он легко вычислял интегралы и дифференциалы. Имел собственные зрелые суждения практически обо всем на свете, чем поражал окружающих. В 13 он окончил гимназию, в 14 лет поступил в Бакинский университет сразу на два факультета: физико-математический и химический. Через два года за особые успехи его перевели в Ленинградский университет. Свои первые научные работы по теоретической физике он опубликовал еще студентом. А в 19 лет, окончив университет, внес фундаментальный вклад в квантовую теорию. А в 21 год он был ученым с мировым именем, которому предлагали работу в лучших европейских университетах.
Еще подростком он осознал, что обязательно должен быть счастлив вывел для себя универсальную «формулу счастья» — единственную его не физическую теорию. Она проста и сложна одновременно, ведь ее составляют три вещи: работа, любовь и общение с людьми.
Поступил в 13 — кандидат наук и священникИван Реморов не считал себя вундеркиндом. Его родители не занимались ранним развитием, муштруя с утра до ночи, а просто рассказывали ребенку о разных интересных вещах, играли с ним, научили читать и считать. Читал Иван запоем, а в 6 лет стал учить английский по самоучителю. Три класса он окончил за год. По полгода учился в пятом и шестом. А с седьмого класса шел вместе с остальными — так было комфортнее, ведь одноклассники не обижали.
В 13 лет он окончил школу с золотой медалью и решил подать документы в вуз. Родители уехали в командировку, а Иван сдавал экзамены. Его приняли в Новосибирский государственный университет на филологический факультет. Через год парень поступил на вечернее отделение православного богословского института и учился в двух заведениях одновременно. В 18 лет получил красный диплом, поступил в аспирантуру, начал преподавать на родном факультете латинский язык.
В 21 год Иван защитил кандидатскую диссертацию, посвященную истории русского перевода Библии, и стал священнослужителем. Сейчас ему 42 года и он многодетный отец.
– И мой отец, и дедушка, и прадедушка, и еще несколько поколений предков — священнослужители. Поэтому принятие сана было для меня довольно гармоничным шагом. Я видел, насколько востребовано то, чем занимается отец, чем занимаются родители. Мне хотелось так же помогать людям, — пояснил выбор жизненного пути журналистам «Комсомольской правды» Иван Реморов.
Читайте также: «Саша Путри, Надя Рушева: яркие, но трагичные судьбы советских вундеркиндов — их помнят до сих пор»
Поступил в 12 — профессор нейрохирургии
Он известен как блестящий нейрохирург. Константин Славин в 2,5 года научился читать. В пять его отдали в школу. Несколько раз перепрыгивал через классы. С одноклассниками ладил, точные науки обожал, а вот с гуманитарными предметами было чуть сложнее. К окончанию школы стал ходить в клуб юного медика для старшеклассников. Школу окончил с золотой медалью и успешно сдал экзамены в медицинский в 12 лет. В институте был старостой группы. В 16 как студент-старшекурсник работал медбратом в больнице. Заинтересовался нейрохирургией, писал научные статьи.
В 18 лет поступил в аспирантуру, затем в ординатуру в Медицинском центре Университета Иллинойса в Чикаго. Это была его вторая поездка в США, первая состоялась в 17 лет. Окончив ординатуру, на родину Константин не вернулся. Ему пришлось снова получать образование, теперь уже за океаном, чтобы соответствовать американским врачебным стандартам. «Я не считаю себя гениальным или каким-то особенным, но у меня было больше времени, потому что жизнь дала мне фору. В Америке я закончил обучение приблизительно в то же время, что и мои американские сверстники. Только они отучились по первому разу, а я уже по второму, — рассказал Славин изданию «Правмир».
Его научные работы высоко оценены специалистами. В Штатах он стал лауреатом нескольких национальных премий, в том числе и «Лучшие врачи Америки». Сейчас 53-летний Славин — профессор и заведующий отделением стереотаксической и функциональной нейрохирургии медицинского колледжа университета Иллинойса.
Поступил в 11 — владелец маркетинговых компаний в КанадеМать развивала мальчика по собственной программе с младенчества. Савелий Косенко учился экстерном, выдержав в обычной школе всего год. Мальчику было семь лет и его приняли в 6-й класс. К тому времени он уже писал компьютерные программы. Отношения не сложились ни с учителями, ни с одноклассниками. К 10 годам он перечитал всю русскую классику и возненавидел литературу.
В 11 лет Савелий поступил в Бауманский институт и оказался в родной стихии. Однокурсников интересовала учеба и наука, поэтому мальчик быстро нашел общий язык с 17-летними ребятами. В 1996 году он окончил университет, ему было 16. Больше о талантливом парне в России не слышали — оказалось, он эмигрировал в Канаду. Сейчас 42-летний Савелий счастливый отец и муж, владелец нескольких интернет-маркетинговых компаний.
– Своих сверстников я сильно опережал в развитии, и у меня не возникало желания с ними общаться. Да и вообще я редко находился среди ровесников, пока не переехал в Канаду. Здесь я начал интегрироваться в новый мир и оставил все то, что произошло в России, в прошлом. Я не могу сказать, что сильно упустил что-то в своей жизни. Жизнь — это постоянное движение и самосовершенствование. Если перестаешь грести — сносит назад, — рассказал «МК» Савелий Косенко.
Поступила в 10 — профессор в США
В детский сад сестры Князевы не ходили — некогда: хореография, гимнастика в спортшколе, занятия у художника, бассейн, английский плюс основная программа. Родители растили из Анжелы и Дианы вундеркиндов по собственному методу: обучение играя. Диана в четыре года научилась свободно производить в уме любые вычисления. В школу девочек приняли сразу в третий класс, но те постоянно опережали программу. В итоге сестер перевели на семейное обучение. Предметы зачастую изучали по вузовским учебникам — там лучше была раскрыта тема. В итоге школьные аттестаты девочки-погодки получили одновременно: Анжела в 11, а Диана в 10 лет и поступили в Финансовую Академию при правительстве РФ. Через три года защитили красные дипломы.
В интервью в 1998 году журналу «Огонек» сестры рассказывали о своих планах: «Я мечтаю стать первоклассным специалистом в избранной мною области знаний и получить отличное образование, а так как моя специальность — мировая экономика, мне бы хотелось продолжить и дополнить образование за рубежом. Я решила специализироваться в финансово-экономической области: российская экономика и особенно ее финансовая система переживают период коренной реструктуризации. Россия остается страной высоких рисков, но вместе с тем, она весьма динамично и нестандартно решает стоящие перед ней проблемы, — рассказала журналистам 12-летняя Анжела. А 11 летняя Диана на это добавила: «Заново создавая структуру и управляющие механизмы российской экономики, мы не можем полностью копировать достижения мировой экономической науки, даже при условии быстрой интеграции России в мировое сообщество. Многие стандартные экономические рецепты не дают желаемого эффекта на российской почве. Поэтому глубокое и серьезное изучение отечественного и мирового опыта, его творческое развитие — наша задача».
Но реализовать свой потенциал в России девочкам не удалось. Они окончили еще один университет, потом участвовали в международной обучающей программе. В итоге отправились в США, получили сначала степень в Стэнфордском университете, затем в Нью-Йоркском. Обе заняли должности финансовых экономистов Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Сейчас сестры продолжают строить карьеру и читают лекции в университетах. Студенты называют их одними из лучших профессоров.
Читайте также: «Вундеркинд поневоле: как самые близкие люди уготовили Нике Турбиной поистине трагическую судьбу»
Поступила в 9 — будущий психолог?О девочке-вундеркинде вся страна заговорила в 2021 году. Алиса Теплякова — старшая в многодетной семье, сдала ЕГЭ в восемь лет, а в 9 стала студенткой МГУ. Но в отличие от других вундеркиндов, на бюджетное место не прошла по конкурсу — не хватило балов на дополнительных вступительных испытаниях. Тогда семья Тепляковых решила, что дочь будет обучаться на коммерческой основе. Но не задалось: весь год родители конфликтовали с факультетом психологии, куда зачислили Алису. В СМИ появлялись сообщения, что юная студентка не сдала первую сессию, получив двойку. Отец же уверял, что факультет намеренно травит ребенка. В октябре 2022-го в своем блоге Евгений Тепляков разместил открытое письмо декану, куда зачислили Алису: «Факультет психологии МГУ, несмотря на плачевное состояние с финансированием и неспособность купить учебники более свежих годов издания, чем 1978, как мне кажется, способен изыскать денежные средства для поддержки малообеспеченной многодетной семьи и вернуть оплату за второй семестр, так как качество оказываемой услуги, вы сами понимаете, было нулевым».
По словам отца, девочка уже дипломированный специалист. Она дистанционно получила свидетельство Центра развития педагогики. На основании сертификата даже якобы проводила консультации, уверяли родители в своем блоге.
Точку в истории Алисы Тепляковой можно будет поставить только через много лет. Тем не менее, на сегодняшний день, она самая юная студентка в России. Ее младший брат Хеймдалль, мог бы это оспорить, ведь отец детей утверждает, что уже оба ребенка учатся в вузах. Но где именно — не известно. А пока Тепляковы судятся с рядом высших учебных заведений. В частности иск подан в отношении Московского финансово-промышленного частного университета «Синергия», отказавшего в приеме Алисы.
Возрастного ценза в вузах не будетСлучай с Алисой Тепляковой поднял общественную дискуссии о возможности введения возрастного порога для поступления в высшие учебные заведения. Одни предлагали принимать только с 13-14 лет, другие и вовсе — с 15. Но Минобрнауки России считает, что вводить ограничения на законодательном уровне не стоит. «Российским законодательством не установлены возрастные ограничения для людей, желающих получить высшее образование. Это отвечает одному из основных принципов реализации государственной политики в сфере образования — обеспечение права каждого человека на образование и недопустимость дискриминации», — пояснили в ведомстве.
А эксперты считают, что родителям детей-вундеркиндов не следует слишком рано отправлять детей в вузы. По результатам международного исследования судеб полутора тысяч детей, рано поступивших в высшие учебные заведения, главное — не академические успехи, а личные качества и удовлетворенность жизнью. «Исследование показало, что в общем с этими детьми все было хорошо впоследствии, но речь шла не о детях с таким большим разрывом. Это дети, которые заканчивали школу на год, на два, на три раньше, чем обычно. Более того, исследование показало, что главное — не интеллектуальная одаренность, а личностные качества, именно они работают на успешную жизнь», — пояснила газете «Известия» доцент кафедры психологии личности СПбГУ Ольга Искра. Формула счастья Льва Ландау, здесь как раз кстати.
Читайте также: «От славы до забвения: как сложилась судьба отечественных вундеркиндов»
Свежие комментарии