Что будет, если отказаться от этого теста?

Весной в самом разгаре промежуточная аттестация от Московского центра качества образования (МЦКО), но многие родители категорически против того, чтобы их дети сдавали эти экзамены. В интернете подписывают петиции об отмене аттестации, в родительских чатах идут жаркие обсуждения, как написать отказ от участия в ней.
Так что это за тестирование, и почему его так бояться ученики и их родители?Светлана Видакас
Образование
Руководитель развития проектов и сообществ в Международной школе программирования «Алгоритмика», лауреат конкурса «Учитель года России 2019», «Цифровой педагог» в 2019 году по версии ВКонтакте
Что такое МЦКО?

Не будем вдаваться в подробности, но коротко расскажем, откуда МЦКО появилось, и для чего нужно тестирование от этой организации.
Как мы уже упоминали, МЦКО — это Московский центр качества образования, который был основан в далеком 2004 году Правительством Москвы. Это государственная организация, и она преследует несколько целей:
выдает лицензии и аккредитует программы школ, ссузов и вузов, следит за качеством предоставления услуг;
следит за безопасностью в учебных заведениях, оценивает качество питания школьников и студентов;
проводит курсы повышения квалификации для педагогов;
проводит экзамены по русскому языку для мигрантов;
проводит тестирование в школах для оценки качества предоставляемого образования.
Именно о последнем пункте у нас и пойдет речь. В качестве проверки работы учителей, среди московских школьников проводят тестирование по одному или нескольким предметам. Что касается сложности этого экзамена, то здесь мнения расходятся. Одни родители говорят, что их дети легко выполнили задания, другие жалуются, что это было сравнимо с ОГЭ или ЕГЭ. Примеры работ прошлых лет МЦО публикует у себя на сайте, и вы можете их оценить.
В каких классах проводят тестирование от МЦКО

В 1-3 классах обычно в феврале–апреле проводят тестирование по литературному чтению. На выполнение задания дают один урок (45 минут). Ребёнок должен прочитать текст, состоящий из 3-5 страниц, понять его смысл и ответить на 10-18 вопросов по прочитанному материалу.
Также в 3-м классе, если ребёнок учится по программе «Эффективная начальная школа», у него могут проводить тестирование не только по чтению, но и по математике и русскому языку.
В 4-м классе школы сами решают, по каким предметам проводить тестирование МЦКО. Обычно русский язык и математика относятся к обязательным, окружающий мир, литературное чтение могут быть одним дополнительным предметом.
В 5-м и 6-м классах сдают в обязательном порядке русский язык и математику, любой другой предмет школа выбирает по жеребьёвке.
Часто учителя на основе этого тестирования делают выводы, в какую параллель определить ребёнка (в школах в 5-7 классах идет разделение на математические классы, естественно-научные и так далее).

Так как 7-е классы уже распределены по направлениям, то русский и математику они сдают как обязательные предметы, и два предмета вводятся как дополнительные (ИКТ, история, обществознание, иностранные языки, биология, физика, география, химия). Кстати, если у ребёнка математический класс, математику он будет сдавать углублённую (как при ОГЭ и ЕГЭ).
В 8-х классах принцип тот же, что и в 7-х.
В 9-х классах обычно пишут только русский язык и математику, но в некоторых школах могут дополнительно ввести тестирование по предмету «информационные технологии».
В 10-х классах, так как дети не пишут ОГЭ или ЕГЭ, снова требования по экзаменам от МЦКО выше, и ученики вынуждены сдавать русский язык и математику и два предмета по жеребьёвке. Причем, если вертикаль изучает углублённо математику или русский, то сдают более сложный, продвинутый уровень.
11-классников ждут настоящие испытания. Помимо обязательных русского языка и математики они могут сдавать экзамены по профильным предметам, в зависимости от выбранного направления (информатика, биология, история, иностранный язык, география, литература, химия, обществознание).
МЦКО и ВПР — это одно и то же?

Тестирования МЦКО и Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это абсолютно разные истории. Если МЦКО — это столичная программа, созданная для оценки качества образования (в том числе работы учителей), то ВПР — федеральная инициатива, обязательная для всех регионов России. Цель ВПР — оценка уровня подготовки школьников в соответствии с федеральными стандартами, а результаты ВПР влияют на рейтинг школы, но не на оценки самих учеников.
Тестирование МЦКО разнообразно в зависимости от ступени обучения. Например, в шестом классе московской школы ученики в этом учебном году сдают тесты по функциональной грамотности, русскому языку, математике и еще одному предмету, который становится известен за две недели до сдачи — в этом году это география. Задания ориентированы на углублённые программы московских школ, а результаты используются не только для формирования рейтингов школ, но и для выставления итоговых отметок.
Почему родители против МЦКО

Основная претензия к тестированию от МЦКО — это то, что до 2023 года она проводилась выборочно в некоторых школах и классах Москвы, два года назад её ввели повсеместно. В 2024 году школы Москвы внесли в свои локальные документы требование об обязательной сдаче тестирования для перехода на следующую ступень обучения. Если раньше родители могли написать отказ от прохождения тестирования от МЦКО, то теперь их вынуждают подписывать согласие. Тех, кто не сдал экзамен в свой срок с классом, заставляют ехать самостоятельно в специализированные центры.
Задания не всегда соответствуют школьной программе. Многие родители в первую очередь отмечают, что формат тестирования не всегда соответствует тому, как дети реально учатся в школе. Часто задания требуют специфических навыков и подготовки, которую школьники просто не получают на обычных уроках. В итоге результат зависит не столько от знаний, сколько от того, как хорошо ребёнок умеет работать с тестами.
Подобные тестирования создают дополнительную нагрузку. Московские школьники зачастую уже учатся по углублённым программам и выполняют объёмные домашние задания, а дополнительная подготовка к тестам приводит к ещё большей усталости и снижению мотивации.
Дополнительная нагрузка на психику ребенка. Многие дети испытывают стресс из-за формата тестов: тестирование проходит за компьютером с определённым алгоритмом и типами заданий, жёсткие временные рамки и необходимость быстро принимать решения провоцируют тревожность и негативно влияют на психическое здоровье.
Сдача тестов носит добровольно-принудительный характер. Хотя официально тестирование МЦКО позиционируется как добровольное, школы часто настаивают на обязательном участии, прописывая это в своих локальных актах. Таким образом, ребёнок, который готовится к внутренней аттестации школы (а в старших классах — к ОГЭ и ЕГЭ) вынужден по вечерам и выходным сидеть и зубрить материал для еще одного тестирования от МЦКО.
Утечка данных. Ещё одна претензия в том, что тестирование по сути проводит не школа, а внешняя организация, которая получает доступ к личным данным ребенка. Для прохождения тестирования необходимо зарегистрировать ребенка на сайте my.mcko.ru, то есть уже существующего аккаунта в МЭШ и на Mos.ru недостаточно. Фактически, детей вынуждают предоставлять доступ к своим личным данным сторонней организации.
Обязательно ли сдавать экзамены от МЦКО

Согласно законодательству, промежуточные тестирования МЦКО не считается обязательными. Родители имеют право написать заявление об отказе от участия ребёнка. Однако на практике администрации школ могут оказывать давление, аргументируя это «важностью мониторинга» или «требованиями сверху».
Родители и эксперты сходятся во мнении: сама идея мониторинга качества образования разумна, но реализация МЦКО вызывает множество вопросов.
Для детей тесты превращаются в стрессовую рутину, отнимая время на творческое развитие и отдых. Для учителей увеличивается бюрократическая нагрузка — вместо работы с учениками педагоги вынуждены заниматься подготовкой обучающихся к тестированию и отчётов по итогам. Для системы же данные тестов редко используются для улучшения учебных программ, что делает их бессмысленной формальностью.
Таким образом, необходимо переосмыслить подход к оценке качества образования, чтобы он действительно способствовал развитию учеников и не создавал дополнительных трудностей.
Свежие комментарии