Специалист из сферы образования объяснил все плюсы и минусы новой системы
С 1 сентября 2026 года российские вузы полностью перейдут на новую систему образования. Бакалавриат и магистратуру заменят базовое и специализированное высшее образование. На данный момент методические пособия находятся в разработке, но эксперты уже поделились с сайтом Parents разъяснениями, что же изменится в системе высшего образования.
Часть преподавателей, с которыми мы побеседовали, считают, что новая система дает возможность для более глубоко изучения специальности и более тщательной подготовки кадров, как это было в СССР. Другие уверены, что систему просто переименовали, отрезали российских абитуриентов от западных вузов, а других принципиальных различий не будет. В любом случае, смена системы образования приведет к замене учебных пособий и другим переменам, что даст дополнительную нагрузку для педагогов.
Александр Белобородов
Образование, психология
Кандидат психологических наук
Почему в России отказались от Болонской системы
Суть Болонской системы была в унификации, то есть все страны, кто присоединился к ней, создавали единое учебное пространство с одинаковыми критериями. Простыми словами, студенты, получившие высшее образовании в России, могли уехать в Европу, и диплом не терял своей ценности. Таким образом выпускники российских вузов могли трудоустроиться в западные компании и быть конкурентоспособным специалистом. Но после 2022 года Болонская система потеряла свою актуальность, и для этого есть причины, как считают эксперты:
Первая причина. Еще 11 апреля 2022 года Болонская группа исключил российские вузы из своей системы высшего образования. После этого отечественных высшим учебным заведениям не было смысла продолжать придерживаться этой структуры обучения. Поэтому возник вопрос о том, чтобы создать свою систему, отсылающую нас к опыту СССР, где минимальный срок обучения в институте или университете составлял 5 лет.
Вторая причина. Основная критика Болонской системы была связана с тем, что многим предприятиям приходилось самостоятельно доучивать 4-летних бакалавров. Теперь этого не будет, так как вузы будут самостоятельно выбирать, сколько лет необходимо для качественной и эффективной подготовки специалиста.
Сотрудники вузов также называют и третью причину — при отказе от Болонской системы не будет так называемой «утечки умов», так как дипломы российских вузов больше не будут котироваться на западе.
В чем отличия от прежней Болонской системы
1. Увеличатся сроки обучения
Переход от Болонской системы к новой начался еще в 2022 году, ведь именно тогда Минобрнауки заявил об отказе от западной структуры высшего образования, при которой учебный процесс делился на два этапа:
бакалавриат — 4 года;
магистратура — 2 года после бакалавриата.
Сроки обучения студентов по новой системе высшего образования существенно изменятся. Теперь учебный процесс будет состоять из других этапов:
базовое высшее — 4-6 лет;
специализированное высшее — 1-3 года.
Соответственно, обучить студента за 4 года по новой системе вряд ли получится. Освоение профессии будет более углубленным. Однако некоторые специалисты считают, что для большинства специальностей такой увеличенный срок неуместен, ведь в наш цифровой век производственные процессы меняются очень быстро, и многие вещи выпускник осваивает уже на рабочем месте или при прохождении курсов повышения квалификации.
Надо отметить, что и до отказа от Болонской системы Россия не отошла полностью от традиционного специалитета. Те же медицинские вузы продолжали работать по старой советской системе. Во многих ведущих вузах также были пятилетние программы бакалавриата наряду с четырехлетними (например, в НИУ ВШЭ юристов учили не 4, а 5 лет).
По сути, речь идет о модернизированной системе советского высшего образования, которое в прошлом веке считалось одним из лучших в мире.
2. Изменится содержание программы
На данный момент мы не можем подробно обсуждать содержание новой реформы Минобрнауки, так как методические рекомендации находятся в разработке. Изменится только срок обучения или вся учебная программа, сказать сложно. Чему и как будут учить будущих специалистов по программам базового высшего образования, которых пока не существует, никто не знает.
Когда к 2026 году будут утверждены новые программы обучения для базового высшего образования, можно будет их сравнить и сделать более глубокие выводы.
3. Более понятная и узкая система квалификации
Большим плюсом новой системы высшего образования будет возврат к понятному для работодателей диплому специалиста с присуждением квалификации, что отсутствовало в системе бакалавриата. Например, в школах работают учителя. В то же время педагогические университеты и факультеты выпускали не учителей, а бакалавров педагогического образования. Теперь в дипломе специалиста будет четко и понятно указано: учитель истории или русского языка.
4. Будет больше практики для студентов
Уже сейчас известно, что будет больше производственной практики, ее доля увеличится на 35-45% по сравнению со стандартами, существовавшими в РФ более 20 лет.
Плюсы и минусы перехода на новую систему обучения
Главным минусом можно назвать невозможность, так сказать, подготовки специалистов «на экспорт». Теперь сложнее будет учиться в вузах Западной Европы и США, а российский диплом специалиста будет сложно верифицировать в западных странах. Но отказ от Болонской системы не означает, что в России не останется вузов, которые по-прежнему будут обучать по ней. Во-первых, в некоторых вузах, ориентированных на обучение иностранных студентов, вполне могут оставить бакалавриат и магистратуру, как это было, например, в РУДН до введения в РФ Болонской системы высшего образования. Там задолго до внедрения по всей стране Болонской системы шло обучение иностранных студентов по системе 4+2.
Во-вторых, что касается возможных проблем с признанием наших дипломов специалистов в тех странах, где существует система бакалавриата и магистратуры, то никаких затруднений не было до перехода РФ на Болонскую систему, не будет и после отказа от нее.
Из плюсов новой системы стоит отметить ориентированность на формирование у студентов практических навыков (особенно цифровых в свете развития систем искусственного интеллекта), более гибкая и в большей степени отвечающая потребностям современного рынка труда.
В каких вузах ввели новую систему в 2025 году
В мае 2023 года в рамках пилотного проекта новую систему образовния ввели в МАИ, НИТУ МИСИС, МПГУ, Балтийском федеральном университете, Петербургском горном университете и Томском госуниверситете. За два года число обновленных программ расширилось: в первый год «пилота» набор шел на 113 специальностей, а во втором — уже на 174. При этом два университета — Петербургский горный и МАИ — уже набирают первокурсников только по новым стандартам. Но остается немало вузов, которые одновременно ведут набор и обучение абитуриентов по двум системам — Болонской и новой.
Представители Пироговского университета сообщают, что уже начали переход на новую систему.
«Для университетов это не новость, мы давно готовимся к такому переходу. Уже в 6 университетах идет пилотный проект. Для медицинских специальностей важно сохранить базовое высшее образование и программы специалитета, чтобы потом получить возможность обучаться в ординатуре. Для немедицинских специальностей мы в Пироговском университете уже пересматриваем систему подготовки — перешли к реализации программы специалитета по фундаментальной и прикладной биологии, отказавшись от бакалавриата по биологии. Остается вопрос с бакалавриатом „Социальная работа“, несмотря на востребованность этой профессии, в проекте Минобра специалитет не предусмотрен, но возможно проект еще дорабатывается и будут внесены изменения. В целом я считаю такие изменения позитивными, появляются новые возможности профессиональных треков для обучающихся, а образование — это сегодня динамично меняющаяся отрасль под запросы научно-технологического развития страны», — член-корреспондент РАН отмечает Ольга Юрьевна Милушкина.
Будут ли действительны старые дипломы
С теми, кто сейчас учится по старой системе бакалавриата или будет поступать в вузы в 2025 году, ничего не произойдет. Они будут учиться по существующим образовательным программам и ФГОС третьего поколения и по окончании обучения получат диплом бакалавра. Но вот насколько востребованы будут новоиспеченные бакалавры в нашей стране через четыре-пять лет? Смогут ли они выдержать конкуренцию с новыми специалистами? Кроме этого, смогут ли выпускники бакалавриата, поступившие в 2025 году, продолжить обучение на второй ступени специализированного высшего образования? Пока на эти вопросы ни у кого нет ответов.
Свежие комментарии