На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

407 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владислав Петряев
    Надо только бросить один взгляд на эту губошлёпку, чтобы удивиться выбору такого талантливого Павла Дурова. Явно, что...Судится не только...
  • Надежда
    Это называется "немного оголив"!?)😳Семейный выход: п...
  • Юрий Мешков
    И мне не понятно. У неё четыре сиськи?Поет в опере, жив...

Что такое дискалькулия и как ее распознать

Если у вашего ребенка «два плюс два» всегда равно «пять»

фото: Getty Images

Про дисграфию, дислексию и другие нарушения письма и речи мы знаем хорошо. Водим детей к логопеду, приносим учителям справки с диагнозом, чтобы не слишком придирались к почерку и грамотности.

А если трудности с математикой? Первое, что приходит в голову: «Да он просто гуманитарий».

Потом, оправдание сменяется раздражением: «Ну это же элементарно, ну как такое не понять/не посчитать».

Но неспособность к арифметике — это не лень, а так называемая «математическая слепота», сбой в развитии работы мозга. И его надо вовремя уметь распознать и скорректировать. Во-первых, потому что на цифрах базируется большая часть школьных предметов. Во-вторых, даже, если потом ребенок выберет профессию, не связанную с математикой, навыки ему все равно понадобятся в жизни. И уж точно не стоит ругать такого ребенка за «неуд» по математике.

Наталья Куликова

Главный специалист образовательного контента по межпредметным проектам в онлайн-школе «Фоксфорд», клинический психолог

«Дискалькулия — это нарушение, при котором у ребенка проявляется неспособность к счету и решению задач, требующих выполнения арифметических действий. В основе дискалькулии лежит отсутствие способности оценивать количество объектов с первого взгляда, без пересчета. Часто таких детей называют ленивыми или даже умственно отсталыми, что может привести к переводу в класс для детей с задержкой психического развития».

Почему такое нарушение возникает? Эксперт называет несколько причин.

«В первую очередь это поражение теменной доли коры головного мозга, — говорит Наталья Куликова. — Его могут спровоцировать тяжелая беременность или роды, травмы головы, нейроинфекции, опухоли и генетически обусловленные дефекты».

Среди других причин у дискалькулии может быть страх арифметики, если ребенка в раннем возрасте заставляли учиться счету и наказывали за ошибки. Негативный опыт приводит к тому, что видя цифры, малыш просто замыкается в себе и не может ничего сообразить. Также случается педагогическая запущенность, если дети воспитывались в неблагополучной семье. Но с этими причинами при правильной работе с психологом и педагогом, справиться легче.

Какая бывает дискалькулия — 6 типов

  • Вербальная — когда сложно воспринимать цифры на слух и выполнять действия устно. В этом случае обычно не возникает проблем с письменной арифметикой;

  • Практогностическая — ребенок с трудом может оперировать абстрактными понятиями и переводить их в практические примеры. Если есть задача, ему сложно составить по ней краткую запись.

  • Лексическая — когда возникают сложности с чтением математических знаков и цифр. Путать знаки «больше» и «меньше», конечно, до определенного момента имеет право каждый, но если третьеклассник до сих пор вместо «умножить» ставит знак «разделить» — это уже проблема.

  • Идиогностическая — когда есть сложности с выполнением устного счета, без опоры на письменный источник. Для наглядности ребенку нужно хотя бы видеть и перекладывать палочки.

  • Операционная — когда нарушены способности как к письменным, так и к устным арифметическим действиям.

фото: Getty Images

Родители могут сами заподозрить у ребенка дискалькулию, если знают, на что обращать внимание.

«Прежде всего — на неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения, — объясняет Наталья Куликова. — Например, ребенок не может сказать, сколько яблок лежит на столе, пока не пересчитает их по одному. Во-вторых, на сложность в понимании любых арифметических действий с цифрами. Написанные цифры могут ничего не значить, пока ребенок не пересчитает и не сложит предметы. В-третьих, важно помнить, что таким детям очень сложно дается понимание течения времени и пройденного расстояния. И, наконец, зачастую вместе с дискалькулией возникают проблемы с координацией движений».

Еще из того, что может насторожить на практике: ребенок не может соотнести цифру с количеством предметов. То есть, он скажет, что на столе 5 яблок, но написать это не сможет — для него цифра 5 только закорючка, и ничего больше.

Если мы говорим уже о школьнике, он путает арифметические знаки, не может запомнить порядок выполнения действий, а таблица умножения для него вообще — мучение, при том, что с памятью в обычной жизни проблем нет.

«Если вы заподозрили у ребенка дискалькулию, то нужно обратиться к специалисту, — говорит эксперт. — Диагностикой и коррекцией занимаются логопеды. Но можно и дополнительно самостоятельно помочь ребенку. Математически способности отлично развивает игра в „магазин“, сортировка предметов, счет с помощью предметов (в том числе и счетными палочками), а также игры с часами, когда ребенок переводит стрелку от одной цифры к другой, называя их».

Читайте также

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх