Сара Уэллс уже 20 лет работает в хосписе
Мы часто слышим о том, что медики — настоящие циники и редко верят в Бога. Но Сара Уэллс, 20 лет проработавшая в хосписе, не из их числа. Годы работы доказали ей, что жизнь после смерти не заканчивается.
За прошедшие 20 лет Сара больше 2000 раз наблюдала за тем, как умирает человек.
«Я поняла, что хочу работать в сфере паллиативной помощи во время учебной практики в хосписе. Мне нравилась духовная сторона работа, я уделяла особое внимание тревогам и страхам пациентов», — рассказывает она в своей колонке для Telegraph.У всех пациентов Сары смертельный диагноз и они доживают свои последние дни, мучаясь от деменции, сердечной недостаточности, прогрессирующего рака и других болезней, лекарств от которых нет. В хосписе немало и маленьких детей — вместе с ними здесь находятся родители.
«Смерть — великий уравнитель», — считает Сара. «В нашем хосписе есть как простые работяги, так и судьи. Но когда пациент умирает, его положение уже не важно. Они все боятся неизвестного, особенно если до этого они видели, как их любимые умирали».
Сара помнит всех своих пациентов. Об одной из них, женщине с сердечной недостаточностью, она рассказала в своей колонке. Та была очень напугана — от этой же болезни умер ее отец и она видела, как он долго и мучительно умирал.
«Мы убедили ее, что смерть — это обычно мирный процесс, во время которого люди становятся более сонными, поскольку работа их органов замедляется, они впадают в бессознательное состояние, способные слышать и чувствовать прикосновение руки, даже если не могут общаться», — говорит Сара.
По словам Сары, она всегда была далека от религии. Но работа в хосписе укрепила ее веру в загробную жизнь.
Рассказы пациентов Сары похожи на роман Стивена Кинга «Доктор Сон»: «Больные говорят со мной не столько о Боге, сколько о пришедших к ним умерших родственниках».
Когда пациенты рассказывают ей о том, что видели маму, своего покойного ребенка или даже домашнего питомца, это успокаивает и обнадёживает. Неважно, духи это или образы, которые рисует психика человека — все зависит от системы убеждений: «В это время я понимаю, что пациент доживает свои последние часы».
Саре кажется, что самое грустное в ее работе — это видеть то чувство сожаления, которое испытывают большинство смертельно больных людей. «Ни один челове не жалел, что из-за семьи пожертвовал карьерой, ни один не хотел бы больше времени посвятить работе», — пишет она.
По ее словам, люди чаще сожалеют, что проводили недостаточно времени со своими близкими. Они сожалеют о том, что не сделали, о шансах, которые они упустили.
Сотрудники хосписа, в котором работает Сара, изо всех сил стараются хоть как-то сгладить это чувство сожаления: «Одной нашей пациентке, молодой матери, мы хотели предложить написать своим детям открытки на все будущие события в их жизни, которые она не застанет, — от дней рождения до сдачи экзаменов по вождению. Но у нее уже заканчивались силы», — вспоминает Сара.
Ещё одной пациентке, умирающей от рака груди, сотрудники устроили девичник прямо в палате. Она была слишком больна, чтобы передвигаться самостоятельно, поэтому на свадьбу ее привезли на больничной койке. На следующий день женщина умерла.
Иногда пациенты спрашивают Сару, сколько времени им осталось жить. На это она неизменно отвечает: «У вас может быть всего один день, но каждый день драгоценен».
По ее словам, хорошо прожитая жизнь — это повод для праздника. «Один мужчина и его 80-летняч жена выпили шампанское в годовщину своей свадьбы, а через несколько часов она умерла. Это был прекрасный момент», — вспоминает Сара.
Именно наблюдение за смертью помогло Саре понять, как прожить счастливую жизнь.
«Я знаю, насколько драгоценно время. Меня радует каждая мелочь, будь то прогулка с собакой или кофе с другом. Я часто говорю своим близким, что люблю их, потому что не хочу ни о чем сожалеть», — говорит Сара.
«Меня не бесят пробки и отчеты для налоговой. В свои 52 года я много занимаюсь спортом и правильно питаюсь, чтобы оставаться максимально здоровой. При этом я не боюсь заболеть. Я ценю семью и друзей и стараюсь сосредоточиться на настоящем, а не на том, что может случиться в будущем».
Читайте также
Свежие комментарии