Техники тайм-менеджмента для разного возраста
Время — один из самых ценных ресурсов, но детям понять это не так-то просто. Их мир полон игр, фантазий и спонтанных решений, а ощущение «дедлайна» у них отсутствует. Это связано, прежде всего, с определенной последовательностью созревания головного мозга.
Научить ребенка управлять временем — значит дать ему инструмент, который пригодится на всю жизнь. И вот как это сделать: с помощью творческих техник и работающих советов, основанных на физиологии мозга, подходящих как для малышей, так и для подростков. Почему детям важно научиться управлять временем, рассказала Алена Гецко — клинический психолог, нейропсихолог, основатель федеральной сети нейроцентров «Логотошка».Алена Гецко
Клинический психолог, нейропсихолог, основатель федеральной сети нейроцентров «Логотошка»
Распределение времени — это не только про выполнение задач. Это про уверенность в себе, про умение держать обещания и чувствовать контроль над происходящим. Успеть важное, быть успешным и запланировать время на любимую игру. А еще — про меньшее количество стрессов в будущем. Управление временем начинается с маленьких шагов, которые под силу даже трехлетке.
5 техник тайм-менеджмента для детей разного возраста
1. «Таймер в руках» (3-6 лет)
Для малышей время — это не цифры, а ощущение. Их мозг еще не созрел, чтобы «чувствовать» время и даже понимать визуально. В этом возрасте еще требуется контроль родителей, который постепенно необходимо снижать. Поставьте таймер, который ребенок сможет наблюдать, и объясните, что пока он «тикает», нужно завершить задачу. Например:
«Собираем игрушки, пока песок в часах пересыпается».
«Когда зазвонит таймер, можно заканчивать чистить зубы».
Если ребенку сложно с таймером или не интересно, используйте конструктор-липучку. Прилепите его на ровную поверхность (зеркало, холодильник, магнитная доска) по кругу в виде часов. Сначала 4 липучки (12 часов, 3, 6 и 9 часов). Отлепляйте по 1 элементу, самостоятельно засекая время. Затем на каждую цифру на «циферблате». Так у ребенка будет формироваться и пространственная сфера, что необходимо для освоения настоящих часов.
Эта техника отлично подходит и для детей до 3 лет, например, когда карапуз увлеченно играет и спать или кушать уходит с истерикой. Введите часы-липучки и заранее настраивайте: когда ты оторвешь все липучки, мы пойдем спать. В определенное время вы говорите малышу «Тяни!», большинство ребят с удовольствием «отрывают» липучки, особенно если этот конструктор использовать только для ограничения времени. Эти техники помогают малышам понять, что время ограничено и его можно видеть.
2. «Карта дел» (7-10 лет)
Если ваш ребенок уже пошел в школу, а «контроль времени» еще не освоен, рекомендую начать с предыдущей техники и в течение 1-2 месяцев переходить к «Карте дел» или по-простому «чек-листу». Детям младшего школьного возраста можно предложить рисовать карту задач. Например, вместо простого списка:
Домашнее задание обозначается книжкой.
Секция рисования — кистью.
Свободное время — цветной радугой.
Творите вместе с ребенком, чтобы карта получилась интересной. Украсьте ее блестками, наклейками. Ребенок не просто выполняет задания, а визуально видит свой день. Вы можете повесить такую карту на видное место, чтобы он гордился выполненными делами. При выполнении всех задач можно приклеивать «звезду». Собрав 5 звезд за неделю ребенка будет ждать увлекательное путешествие-сюрприз. Здесь уже ваша фантазия и увлечения ребенка в помощь.
ВАЖНО: Награда должна быть не материальной, а эмоциональной. Поход в театр, на страусиную ферму, семейная игра. Тогда мы закрепляем нужное поведение, а не манипулируем покупками.
3. «Светофор» (11-14 лет)
Интересный возраст, когда ребенок уже считает себя взрослым, часто сопротивляясь контролю. Но при этом еще не всегда способен проконтролировать себя и выполнить важное, а не желаемое. Здесь подойдет метод «Светофор».
-
Разделите дела на три категории:
Зеленый: дела, которые нужно сделать сегодня.
Желтый: можно отложить на завтра.
Красный: важные, но долгосрочные.
Ребенок сам решает, какие задачи к какому цвету отнести. Это учит его не только планировать, но и расставлять приоритеты. Вы вместе обязательно обсуждаете (утверждаете) план.
Если он отказывается делать по-настоящему важные дела или откладывает на потом, необходимо ввести “естественные” последствия. Например, получая “2” за невыученный урок, ребенок делает генеральную уборку или готовит сам обед (наказание должно быть тем, что не любит ребенок).
4. «Цифровой помощник» (15+ лет)
Технологии на вашей стороне. Покажите подростку приложения, которые помогают планировать день. Например, «Трелло» или «Google Keep». Подростки любят гаджеты, и если управление временем связано с телефоном, это не будет вызывать сопротивления. Научите ставить напоминания.
Важно, чтобы ребенок прошел и предыдущие этапы планирования времени и дел, иначе гаджеты могут стать игрушкой, а не помощником. Для подростков также полезно вводить финансовое планирование.
5. «Дневник успеха» (любого возраста)
Заведите для ребенка тетрадь, куда он будет записывать (зарисовывать) свои достижения за день. Это не только помогает оценивать время, но и формирует положительное отношение к выполненным делам. Например:
«Сегодня успел решить задачу до звонка».
«Научился укладываться в 15 минут на сборы».
Сюда же можно добавлять «забавные ошибки» дня, чтобы ребенок научился относиться к недочетам с юмором. Далее ребенок может записать новые задачи или чему он хочет научиться и расписать на пошаговые задачи. Например: «Делать все уроки за 1,5 часа»
Выполнять письменные уроки за 1,5 часа и устные за 1 час в течение недели
Выполнять письменные уроки за 1 час и устные за 30 минут еще через неделю.
Как научить ребенка управлять временем: 5 советов для родителей
1. Перестаньте быть будильником
Дети быстро привыкают к тому, что взрослые постоянно напоминают им о делах. Попробуйте передать ответственность ребенку. Вместо «Собирай рюкзак, пора в школу» скажите: «Через 10 минут у нас выход. Ты готов?». Это дает ощущение самостоятельности и учит ребенка думать наперед.
Если вы понимаете, что ребенок допустил ошибку или что-то забыл, не указывайте на это, а спросите: «Что не так?» или «Что ты забыл?». Нахождение собственных ошибок формирует самоконтроль и контроль окружения.
2. Дайте больше свободы подросткам
Для подростков строгий контроль превращается в источник конфликта. Свобода выбора мотивирует подростков больше, чем жесткие инструкции. Вместо контроля задайте рамки:
«У тебя есть 2 часа на домашнее задание. Когда начнешь?»
«Ты сам выбираешь время для уборки в комнате, но до вечера это должно быть сделано».
3. Сделайте задачи осязаемыми
Для маленьких детей важно, чтобы задачи были конкретными и завершенными. Вместо «Убери в комнате» скажите: «Давай вместе разложим игрушки на полки, сложим книги на стол и заправим кровать». Четкие действия проще воспринимаются, чем абстрактные задачи.
4. Учите гибкости
Покажите ребенку, что план — это не что-то нерушимое. Это учит не паниковать, когда что-то идет не по плану, и быть гибким в подходе ко времени. Например:
«Мы не успели выполнить все, что задумали? Это нормально, зато мы сделали самое важное».
«Давай подумаем, как перенести оставшиеся задачи на завтра».
5. Вознаграждайте усилия, а не результат
Если ребенок выполняет задачу, хвалите не только за завершение, но и за старание. Такая поддержка формирует у ребенка уверенность в своих силах. И всегда мотивируйте к результатам. Например:
«Ты здорово придумал, как быстро справиться с домашним заданием».
«Я вижу, как ты стараешься планировать дела. Это отличная привычка».
Навыки управления временем можно и нужно развивать с детства. Главное — учитывать возраст ребенка, предлагать доступные инструменты и быть готовым подстраиваться под его особенности. Тайм-менеджмент — это не про строгие графики, а про то, как сделать жизнь ребенка (и вашу) организованнее и спокойнее. И помните: лучший способ научить ребенка — это показать на своем примере.
Читайте также
Свежие комментарии