Разбираемся, как вовремя это распознать, чтобы не потерять контакт и доверие

Shutterstock
Каждый родитель желает для своих детей только самого лучшего. Все хотят, чтобы они добивались успехов, раскрывали таланты и смело шли к мечтам. Но в погоне за «светлым будущим» своего ребенка, можно случайно перегрузить его — и это далеко не всегда очевидно.
Зачастую дети и подростки не жалуются и не говорят открытом текстом о том, что устали от давления и стресса, чтобы не разочаровать. Но внутренне они начинают «угасать». Психологи не перестают напоминать о том, как важно замечать тонкие сигналы. Они помогут вовремя остановить напор и оказать ребенку ту поддержку, в которой он нуждается.
Рассказываем о пяти признаках, которые говорят о том, что ваша забота стала бременем для ребенка.
5 незаметных признаков, что ваше давление на ребенка переходит границы

Shutterstock
Постоянные отговорки и избегание
Если ребенок начинает забывать про тренировки, жалуется на тянущий живот перед занятиями или постоянно откладывает дела на потом — это может быть не просто признаками лени. Зачастую именно таким образом проявляется внутренняя перегрузка.
Клинический психолог Лиза Дамур советует родителям задуматься о мотивации: «Почему ваш ребенок занимается танцами или берет дополнительные занятия по математике? Это его желание или ваше?»
Что делать?
Если за занятием нет личного интереса, а лишь стремление соответствовать родительским ожиданиям, стоит пересмотреть график и дать ребенку больше выбора и свободы.
Спокойно поговорите: «Ты хочешь продолжать заниматься этим? Или ты чувствуешь, что устал?»
Поддержите выбор, даже если он не совпадает с вашими ожиданиями.
Ребенок не успевает восстанавливаться

Shutterstock
Современные дети живут в бешеном ритме: школа, различные кружки, спортивные тренировки и большое количество домашних заданий. Но важно понимать, что даже самый способный ребенок не может быть на максимуме 24/7. Ему нужно время на отдых — и не только ночью.
Важно помнить! Дети и подростки нуждаются в 9–11 часах качественного сна в сутки. Если они этого не получают из-за плотного графика, у них начинает падать мотивация, снижается иммунитет, увеличивается тревожность.
Педагог-психолог Мишель Борба объясняет: «Когда стресс зашкаливает, организм истощается: страдает отдых, а вместе с ним внимание и мотивация».
Что делать?
У каждого ребенка свои способы восстановления: одному важно порисовать в тишине, другому — побегать с друзьями во дворе. Главное — наблюдать и замечать, получает ли ваш ребенок передышку, и как он себя чувствует после нее.
Понаблюдайте, после каких дел ребенок «оживает» и наполняется энергией? Что его «перезаряжает»?
Сделайте такие активности регулярными. Это не лень — это забота о психоэмоциональном здоровье.
Ребенок делает, но не вкладывается

Shutterstock
Если ребенок продолжает посещать кружок, но делает это «на автомате», без интереса и желания развиваться, то это яркий маркер, что пора пересмотреть подходит к активности. Настоящее увлечение всегда сопровождается настойчивостью и желанием расти. А вот равнодушие может говорить о внутреннем выгорании или переутомлении.
Психолог Лиза Дамур отмечает: «Если вы чувствуете, что ребенок просто „отбывает номер“, возможно, стоит сделать паузу или попробовать что-то другое».
Что делать?
Говорите с ребенком честно и открыто, обозначая, что вам не все равно на его предпочтения.
Спросите ребенка: «Тебе самому это интересно? Что бы ты хотел попробовать вместо этого?»
Разрешите пробовать новое, даже если кажется, что это «непрактично». Именно через интерес рождается настоящая увлеченность.
Вам важнее происходящее, чем ему

Shutterstock
Когда мы начинаем переживать за оценки или успехи больше, чем сам ребенок — пора остановиться. Наш энтузиазм, как ни странно, может только оттолкнуть.
Важно поддерживать, а не вытягивать силой. Если вы замечаете, что ваши цели и желания не совпадают с внутренними устремлениями ребенка, не давите. Лучше поговорите: возможно, у него есть причины, о которых вы даже не догадывались.
Что делать?
Чрезмерный акцент на успехах и недостатках создает у детей тревожное восприятие себя. Они начинают думать, что их любят исключительно за хорошие оценки, а потому волей-неволей у них начинает закладывать мысль: «Я разочарование, если не идеален». Такой ход событий необходимо пресекать — и чем раньше, тем лучше.
Вместо «почему ты не подтянул геометрию?» попробуйте предложить помощь: «Что тебе тяжело дается? Давай разберемся вместе».
Хвалите не только за результат, но и за усилия, старания, интерес.
Пропало удовольствие и стремление

Shutterstock
Ребенок может не любить каждую минуту учебы или тренировок, и это нормально. Но если радость полностью исчезла, и участие в любимом когда-то кружке вызывает раздражение или апатию — стоит задуматься.
Психологи советуют обращать внимание не только на результат, но и на настроение ребенка. Он с радостью собирается на тренировку? Или каждый раз идет, как на каторгу?
Важно помнить! Внеклассные занятия — это не обязанность, а возможность. Возможность развивать себя, получать удовольствие, пробовать новое. Но не ценой счастья и спокойствия.
Что делать?
Иногда мы забываем, что детство — это не только подготовка к взрослой жизни, но и время радости, игр, свободы.
Устраивайте дни «ничегонеделания».
Оставьте в расписании свободные окна, где ребенок может просто отдохнуть дома или погулять с друзьями.
Поддерживайте спонтанность: прогулка без цели, игра, просмотр старых мультиков вместе.
Дети не всегда могут сказать «мне тяжело», но они обязательно покажут это поведением. Наша задача — быть рядом, замечать, слушать и помогать им находить баланс между развитием и отдыхом. Ведь счастливый ребенок — это не тот, кто делает все идеально, а тот, кто чувствует, что его любят и понимают.
Читайте также
Свежие комментарии