На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

332 подписчика

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    А зачем? кого-то не устраивает что-то в семейных отношениях? или это чисто американский идиотизм , непонятный Людям?«Не знаю, как ска...
  • зуфар юсупов
    Молодец, Олеся... Это я про бабушек и дедушек. А для них то какой это подарок!!!!Ведущая «Матч-ТВ»...
  • лина любимцева
    Дадут ли ей воспитывать детей, как бы она хотела?Стало известно, п...

Это недопустимо: 6 самых частых ошибок воспитателей в детских садах

«Все идет из семьи», — так принято говорить. Но как тогда быть с установками, которые, вопреки родительскому воспитанию, а порой и здравому смыслу, навязывают в детском саду?

фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom.ru

Екатерина Верченова

психология

психотерапевт, автор тренинговых программ по личностному росту, специалист в области психодрамы, телесно-ориентированной терапии, супружеского консультирования и кинотерапии

«Все мы имеем право на ошибки, и воспитатель — не исключение. Хорошо, если их вовремя заметили и исправили, в противном случае даже привычные мелочи могут привести к плачевным результатам. Сегодня „МарьИванна“ пропустила поднятую руку ребенка на занятии. Он уходит с легким разочарованием и решением, что не будет больше скромно проявлять инициативу — уж лучше выкрикивать, чтобы его быстрее услышали. А завтра в ответ на вполне логичную реакцию мальчика — раздраженное „Ты непослушный ребенок, всем мешаешь, извинись перед ребятами“. Это один из самых безобидных случаев, которые я разбирала с родителями. А есть совершенно недопустимые с психологической точки зрения ситуации».

Какие же поступки воспитателей однозначно будут иметь негативные последствия?

Оценка

Зачастую, чтобы выразить отношение к происходящему, воспитатели используют слова «хорошо», «плохо». «Мишенька, ты хорошо сегодня отвечал на вопросы, держи наклейку», «Катя, сегодня ты не так хорошо себя вела как вчера, сегодня ты плохо спала, не слушалась».

Ребенок в такой ситуации старается угодить взрослому, быть хорошим, получить похвалу, у него формируется «комплекс отличника». Он будет бояться ошибиться, а в крайнем случае вообще будет отказываться что-то делать — вдруг получится плохо.

У детей, которых не похвалили, не сказали «хорошо», будет ощущение, что они не заслужили теплоты со стороны педагога, раз на них не обратили внимания. Они будут переживать это, причем, скорее всего, внутри себя.

Еще одно последствие — ребенок начинает ориентироваться только на достижения, на конечный результат. Он не получает никакого удовольствия от процесса, стараясь как можно быстрее дойти до конца.

Читайте также: «Сплетники, зануды: 10 типов родителей, которые раздражают воспитателей в детсаду»

Реальная история

На прием пришла встревоженная мама девочки. Первоклашка на предложение выбрать секцию или другое хобби расплакалась и ответила, что ничем не будет заниматься, потому что у нее «все равно ничего не получится», ведь она «хуже всех». Мама, которая никогда не придиралась к дочке, наоборот, поддерживала в начинаниях, поразилась: из чего сформировалась такая самооценка, откуда такой страх неудач. На терапии выяснилось, что еще в детском саду девочке воспитатель сказала: «У тебя будет роль на утреннике без слов, потому что ты плохо рассказываешь стихи». Малышка не могла понять, почему плохо, ведь она их так быстро запоминает. Да, волнуется, стесняется, тихо говорит, но ведь старается и хочет выступать! А ей сказали — плохо. Мало того, несколько раз ей единственной не давали никакой роли, что убедило ребенка в том, что она худшая.

фото: Pixel-Shot/Shutterstock/Fotodom.ru
Сравнение

Не редкость, когда в детских садах, чтобы подчеркнуть успехи одного ребенка, замотивировать его или справиться с протестом, воспитатели используют пресловутое сравнение. «Маша посмотри, ты сидишь и уже 20 минут не можешь сделать аппликацию, а ребята уже закончили».

Подобные высказывания влияют на самооценку ребенка. Он ощущает, что не так хорош, как другие, что бы он ни делал, всегда найдется кто-то лучше. В такие моменты у него опускаются руки, мотивация падает и контакт с педагогом нарушается. Как следствие — дошкольник может перенести этот опыт и на другие сферы своей жизни.

Когда малыш не уверен в себе, то в группе сверстников он выделяется. От уверенности в себе зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений.

Реальная история

Однажды мы разбирали с мамой девочки проблему: малышка стала проявлять злость и зависть к конкретным детям. Дело доходило даже до ссор и драк, хотя раньше она с этими детьми прекрасно ладила. Оказалось, что воспитатель очень часто сравнивала девочку именно с этими ребятами, пытаясь вызвать в ней желание соревноваться.

Запугивание

Каждому воспитателю знакомо состояние бессилия, когда ребенок не слышит инструкцию с первого раза, балуется и хулиганит, задирает других детей. В такие моменты педагогу хочется моментально воздействовать на ребенка, чтобы тот понял, как себя вести — раз и навсегда. И тогда включается запугивание.

«Если ты сейчас не перестанешь, то отведу к директору», «Или ты все немедленно уберешь за собой, или я все расскажу твоим родителям. И пусть им будет стыдно!», «Будешь совать пальцы в розетку — отрежу. Все, прошла за ножом», — такие высказывания не могут пройти бесследно для психики. Окружающая среда становится для него небезопасной, появляется ощущение угрозы. А ведь безопасность — это базовая потребность человека. Следовательно, ее отсутствие влияет на поведение, развитие высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.

Читайте также: «Решаем проблему: ребенок не ест в детском саду»

Реальная история

Еще одна история из практики. Трехлетка, уже полгода успешно ходившая в детский сад, вдруг стала плакать каждое утро во время сборов, а в раздевалке — впадать в истерику. Девочка боялась оставаться в группе, и это не было манипуляцией. Расспросы помогли выяснить, что воспитатель угрожала закрыть ее в туалете за провинность, как делала это с другими детьми, и выключить свет.

фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock/Fotodom.ru
Физический контакт

Чтобы привлечь внимание ребенка или направить его в нужную сторону, воспитатели порой хватают его за руку. Из опыта: мальчик плакал, не хотел выходить на улицу, педагог дернула его за руку и силой вывела. А могут быть и шлепки, и другие не самые ласковые методы воздействия.

Очевидно, что маленький человек не может противостоять силе и власти взрослого. В таких случаях он беззащитен и не может ни к кому обратиться за помощью. Но хуже, что у ребенка появляется ощущение, что такое поведение нормальное, взрослые могут так себя вести. Малыш, погруженный в такие ситуации, может выйти из детского сада с нарушенными личностными границами. Поэтому подобные инциденты допустимы только в случае, когда ребенку что-то угрожает и нужно моментально реагировать, чтобы спасти.

Реальная история

Похожая на предыдущую история, где мальчик также внезапно начал бояться детского сада. Камеры наблюдения подтвердили слова малыша о том, что «педагог» бьет детей (были шлепки, подзатыльники). Сотрудницу тут же уволили — такого воспитателя в садике решили не задерживать.

Унижение

«Мне за тебя стыдно», «Ты снова неаккуратно оделся», «Ты только посмотри на себя» — эти и подобные реплики влияют на самооценку и вызывают чувство вины, стыда. Ребенку таким образом внушают мысль: он неполноценный. А чтобы убедить его в обратном, могут уйти месяцы занятий с психологом. В группе такой ребенок становится изгоем и несет на себе ярлык неудачника.

Реакция, несущая неуважение, может выражаться не только в словах, но и в голосе, взгляде, движениях тела со стороны воспитателя. Негативных последствий от нее будет не меньше, чем от сказанной вслух.

Читайте также: «Родом из детства: какие психологические травмы остаются с нами на всю жизнь»

Реальная история

Яркий пример: очень ведомая девочка, мама даже ругала ее за отсутствие индивидуальности, склонность подчиняться чужому мнению, повторять за другими. Оказалось, причины такого поведения тянутся еще с детского сада, где малышку постоянно унижали и стыдили, высмеивали. Воспитатель делала это намеренно — из-за конфликтов с мамой девочки, видимо, таким образом мстила.  Спустя несколько лет страх проявить уникальность не прошел  — девочка по-прежнему боялась, что ее опять выставят посмешищем, потому просто стала следовать чужому мнению, глубоко спрятав свое я.

фото: Sunflower Light Pro/Shutterstock/Fotodom.ru
Обесценивание родителей

«Передай своей мамочке, что пора сдать на шторы», «Да чему тебя может научить твой папа», «Вся в мать, такая же грубиянка», — думаю, многие слышали подобное в детском саду.

Говорить негативно о родителях недопустимо, иначе ребенок впитает неуважение к ним вместе с садиковской манной кашей. Любящий родителей кроха будет внутренне поддерживать их, не соглашаясь с воспитателем. Постепенно он со все большей неохотой будет ходить в детский сад, начнет сопротивляться, вредничать, проявлять агрессию.

Реальная история

Из недавнего — череда драк в детском саду. Причина — дети высмеивали мальчика из-за бедности его семьи, а он защищал честь кулаками. А все потому, что воспитатель додумалась высказать ему при всей группе: «Твои родители опять вовремя не заплатили за садик, вот оставлю тебя голодным сегодня, будешь знать! Почему другие должны за тебя платить?» Больно представить, что чувствовал при этом ребенок. А позже травлю подхватили и дети, повторяя слова не очень умного взрослого.

А у вас были подобные ситуации? Делитесь в комментариях!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх