Больше 35 лет мир потрясла история — многодетная мать из Иркутска вместе с детьми захватила самолет. Что стало со знаменитой семьей Овечкиных?
Эта история унесла одиннадцать жизней. До недавнего времени архивы, связанные с делом, были засекречены. Сейчас, когда в Сети стали доступны показания очевидцев, многое прояснилось.
Жизнь в трудах и заботах
Нинель Овечкина в 1979 году получила звание «Мать-героиня» за воспитание одиннадцати детей: Сергея, Ульяны, Михаила, Татьяны, Игоря, Александра, Олега, Дмитрия, Василия, Ольги и Людмилы. Была еще одна дочь — Лариса, но она ушла из жизни грудничком.
Семья была бедной, но трудолюбивой – жила в доме на земле, занималась сельским хозяйством, держала скотину. Нинель работала продавцом в винно-водочном магазине, муж – слесарем. В 1984 году выпивоха и буян умер. Мать растила детей одна и всеми силами пыталась дать им достойное будущее, правда, преимущественно хлопотала о сыновьях. Дочерям же достались более скромные роли – быт и забота о братьях.
Нинель всегда была неоспоримым авторитетом, дети ее беспрекословно слушались. Друзья семьи отмечали, что она была любящей, внимательной и очень ласковой матерью — пеклась о здоровье детей и никогда не повышала голос. И это несмотря на то, что сама рано осиротела — отец погиб в Великой Отечественной войне, а мать убил сторож, когда она в поисках еды украла несколько картофелин.
«Семь Симеонов»
Так назывался музыкальный коллектив, созданный в 1982 году: в джаз-банд, получивший имя по мотивам сказки про братьев-близнецов, вошли семь сыновей Нинель Овечкиной. Старшему тогда уже было 20 лет, а младшему едва исполнилось три года.
Барабаны, труба, саксофон, контрабас, пианино, тромбон, банджо – братья-Овечкины, освоив эти инструменты, играли настоящий джаз. Необычное для того времени направление музыки и оригинальный состав группы сделали из крестьянских детей настоящих звезд эстрады. Мать-героиня и «семеро из ларца» были нетривиальными персонажами, поэтому вскоре коллектив стал гастролировать по стране, про семью даже сняли фильм, заметив на одном из фестивалей.
Однако путь «Симеонов» был не так прост, как может показаться. Хотя государство и поощряло самородков, любые привилегии и помощь приходилось буквально выбивать: музыкальные инструменты, концертные костюмы, обучение в музыкальной школе — Нинель писала десятки писем в инстанции, снова и снова добиваясь внимания и поддержки для юных музыкантов.
Многодетной семье, благодаря успехам в творчестве и неустанным просьбам Нинель, удалось получить две квартиры и улучшить жилищные условия.
Окрыленные успехом, они мечтали жить за границей, но в годы железного занавеса эмиграция была физически невозможна. Переломный момент, как предполагает следствие, наступил в 1987 году, когда «Семь Симеонов» вернулись с гастролей в Японии. По версии следствия, будучи в Токио, братья хотели обратиться в посольство США, чтобы попросить политического убежища, но не сделали этого только потому, что хотели эмигрировать непременно всей семьей, а на гастролях были только мужским составом.
Тщательная подготовка
Вернувшись из Японии, семья Овечкиных разработала план по угону самолета. Вряд ли она отдавала себе отчет о том, что «воздушных пиратов» не только не встретят с распростёртыми объятиями на Западе, а еще и непременно арестуют. Но, вероятно, тогда им казалось, что это единственный шанс вырваться на свободу.
Подготовку вели почти месяц. За это время мать сняла все деньги со сберегательного счета и закрыла его, а братья распродали практически все имущество: мебель, посуду, технику, ковры. Кроме того, они соорудили самодельные бомбы и раздобыли оружие – в основном, это были охотничьи ружья соседей и друзей. Всем им Симеоны рассказали байку о том, что собираются пойти «на лося». К слову, минимальный боевой опыт у ребят был – старшие служили в армии.
В аэропортах оружие бы непременно заметили, если бы не хитрость, которую придумали Овечкины. Все боеприпасы они сложили в футляр из-под контрабаса. Он был таким огромным, что не влезал в металлодетекторы, поэтому его всегда проносили отдельно. В этот раз футляр, начиненный взрывчаткой и ружьями, также не вызвал никаких подозрений — музыкантов знали в лицо, поэтому без проблем пустили на борт.
День трагедии
Стоит отметить, что угоны самолетов в СССР с целью покинуть страну уже случались, но о них почти не писали СМИ, поэтому подобные истории простым людям казались чем-то мифическим, далеким от реальности. Неудивительно, что 8 марта 1988 года пассажиры абсолютно спокойно садились в самолет ТУ-134, летевший из Иркутска в Ленинград. Каким был их ужас, когда, заметив беспокойство бортпроводника и членов экипажа, они увидели в конце салона вооруженную банду. Это было немыслимо! Мать и десять ее детей объявили, что захватили воздушное судно и требуют лететь в любую капиталистическую страну. Террористы грозились взорвать самолет, если их требования не будут выполнены.
Спустя три года после попытки угона выезд из страны стал свободным — железный занавес рухнул.
Экипаж немедленно передал сигнал бедствия на землю и получил в ответ команду сесть под предлогом дозаправки в аэропорту Вещево (Ленинградская область), где преступников будут ждать оперативники.
Однако силовики были совершенно не готовы к такой внештатной ситуации, поэтому выдали себя, как только самолет приземлился. Овечкины увидели военных и сразу же продемонстрировали реальность угроз – была убита стюардесса и приведено в действие взрывное устройство. После долгих безуспешных переговоров начался хаотичный штурм, во время которого загорелся самолет. Пассажиры в панике прыгали из окон, падая на бетон. К переломам от падения немало травм добавили милиционеры, без разбору бившие людей, полагая, что среди них могут быть преступники. Как позже рассказала пострадавшая, в одного из мужчин, лежавшего на земле рядом с ней, сотрудник милиции даже выстрелил. Трое пассажиров погибли в результате перестрелки, еще 14 получили травмы, в том числе тяжелые.
Нинель, осознав, что план провалился, скомандовала старшему сыну застрелить ее, он повиновался. После этого часть джаз-банда решила покончить с собой. В итоге на месте скончались пятеро Овечкиных, остальных забрала милиция. Самолет полностью сгорел.
И вновь СМИ не стали освещать эту тему, было лишь одно упоминание в новостях, и то спустя сутки. Позже сняли две картины об этих страшных событиях: документальный фильм-расследование «Жили-были семь Симеонов» (1989 г.) и художественный фильм «Мама» (1999 г.) с Нонной Мордюковой в главной роли.
Жизнь после захвата
Оставшимся в живых совершеннолетним Овечкиным пришлось понести наказание. Игорю, которому на тот момент было 17 лет, дали восемь лет лишения свободы, его 28-летней сестре Ольге — шесть лет. Оказалось, что она была беременна. Спустя время рожденную в тюрьме дочь Ларису она передала на воспитание своей старшей сестре Людмиле (сейчас пенсионерка), единственной из семьи, кто не участвовал в тех страшных событиях и узнал о них из новостей. Она же взяла опеку и над остальными детьми, которых поместили в интернат. Людмила стойко перенесла все разговоры за спиной и последствия тех событий, постаравшись поставить на ноги всех сирот и помогать сидевшим родственникам. Но так или иначе дальнейшая жизнь фактически всех Овечкиных складывалась неблагополучно.
За решеткой Игорь продолжал заниматься любимым делом — был сначала аккомпаниатором хора, позже создал духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль.
Отсидев срок, Игорь пытался зарабатывать музыкой в ресторанах, играл на пианино, но вскоре запил и снова попал за решетку — на этот раз за продажу запрещенных веществ. На свободу так и не вышел, его убил сокамерник. Ольга тоже выпивала после освобождения. Работала продавцом рыбы на рынке, сошлась с мужчиной. Одна из совместных попоек для нее закончилась трагически.
Сережа Овечкин – самый младший из «Симеонов» – пытался продолжить музыкальную карьеру и поступить в училище, но ему это так и не удалось. Немалую роль в проваленных экзаменах сыграла прошлая трагедия, хотя преподаватели и утверждали, что дело не в фамилии, а в бесталанности. После неудачных попыток поступления Сергей пошел по стопам Игоря – стал играть в ресторанах, с начала нулевых известий о нем не появлялось, неизвестно даже, жив ли он. Одна из сестер – Ульяна – родила в 16 лет, страдала алкоголизмом и несколько раз пыталась покончить с собой. Последняя попытка, когда она бросилась под машину, сделала ее инвалидом.
Более удачно сложилась судьба Татьяны. Не имевшая вредных привычек девушка вышла замуж по любви, воспитывала ребенка – в целом, если закрыть глаза на прошлое, жила обычной тихой и спокойной жизнью. Именно ее несколько раз приглашали журналисты на интервью и даже на съемки документального фильма о захвате самолета.
Мечта об эмиграции и новой жизни сбылась только у Михаила. Он отучился в Санкт-Петербургском институте культуры, работал в различных джазовых коллективах, сокурсники и коллеги отмечали его талант. В двухтысячных он переехал на ПМЖ в Испанию, выступал в Барселоне в составе группы Jinx Jazz Band. Остаток жизни он проводит в хосписе, став инвалидом после перенесенного несколько лет назад инсульта.
Свежие комментарии