На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

408 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Лично  наблюдал  несколько  семей  , где  мамы ходили  голыми  перед  своими  сыновьями...Трясли  голыми  сиськами  и...Вопрос психологу:...
  • Sergiy Che
    Ну для Запада...  Там если не с фиговым листом на "пельмене" и не с фольгой на сосках всё остальное: "малость оголив"...Семейный выход: п...
  • Sergiy Che
    ....этот нудный кретин с мозгами детсадовца всё ищет??))Со скольки лет мо...

Тревожность у детей: когда она появляется и как ее избежать?

Все не так радужно, как в фильме «Головоломка»

фото:

«Головоломка 2»

В анимационном фильме «Головоломка-2» нам показали подросшую главную героиню Райли. Девочке исполнилось 13 лет, у нее начался пубертатный период. И зрителей, наконец, познакомили с новыми эмоциями: Тревожность, Хандра, Стыд и Зависть.

Первая сразу же взяла все под свой контроль и натворила бед.

В мультфильме нам показали, что чем старше становится человек, тем чаще он тревожится о будущем, боится совершить любое действие, потому что во всем видит опасность. В итоге на Райли напал ступор — девочка не решалась проявить себя, чтобы не столкнуться с последствиями.

Мы решили выяснить у психолога, когда на самом деле у детей возникает тревожность, и с чем это связано.

Кира Макарова

Психолог

Детский нейропсихолог, клинический психолог, педагог-психолог

Тревожность может проявиться уже после года

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

В фильме «Головоломка 2» тревожность проявилась у героини в переходном возрасте, но в реальности она может появиться у дошкольников. По законам психического развития, тревожность может возникнуть уже после первого года жизни при неблагоприятном проживании периода от рождения до года. Это напрямую связано с недополучением эмоционального общения со взрослым, что считается ведущей деятельностью в этом возрасте.

Ведущая деятельность по Эриксону — та, которая на конкретном возрастном этапе определяет развитие ребенка. От рождения до года ребенок проходит орально-сенсорную стадию (или младенчество), и в этот период у него формируется эмоциональное самоощущение.

По этой классификации, от нуля до года важно, чтобы взрослые эмоционально общались с ребенком, чтобы он получил много эмоций, чтобы ему улыбались, разговаривали с ним, читали книги, пели песни, демонстрировали заботу, радость, удивление. Не стоит думать, что если ребенок маленький, то он ничего не понимает, и с ним можно не общаться, лишь выполняя обязанности по кормлению и обслуживанию.

Ребенок воспринимает такое вовлеченное общение как защиту. Это дает ему чувство безопасности, как предпосылку доверять миру. Доверие миру — это базовая потребность по Эриксону, которая должна быть сформирована к году. Если этого не происходит — получается наоборот: ребенок обретает тревожность и неумение чувствовать себя в безопасности. Это приводит к тревожному типу привязанности и влияет на поведение ребенка. Он становится слишком привязан к определенному взрослому, боится отпускать его. Когда, например, мама оставляет ребенка одного ненадолго, он чувствует себя брошенным, оставленным.

Дошкольники считывают тревожность родителей

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Далее ребенок растет и копирует то, что видит в своем социальной среде. Окружение отвечает за социально-благополучное состояние ребенка и снижение его тревожности, но иногда случается наоборот. Ребенок считывает то, что делают его родители и другие близкие люди. Если мать или отец ребенка не уверены в себе, их ребенок это чувствует. Родители — значимые фигуры в жизни ребенка. Если они поступают уверенно, показывают твердую решимость и берут на себя ответственность за свои решения, ребенок чувствует себя под защитой.

Очень важно, когда мама берет своего ребенка за руку и ведет за собой, передает ему свое тепло, материнскую любовь, уверенность в том, что будет все хорошо. Так мать невербально говорит ребенку: я научу тебя всему, я проведу тебя в этот мир, который дружелюбен к тебе. Ребенок через руку матери воспринимает все эти чувства как должные.

Если же мама постоянно тревожится, беспокоится, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет брать ответственность за жизнь своего ребенка, он ощущает это беспокойство и принимает его на себя. Ребенок может бояться оторваться от матери и это принимает паталогические формы. Хоть это и нормально для детей — быть привязанным к матери, но все должно быть в меру. Если пятилетний ребенок боится на минуту расстаться с мамой, хватаясь за ее руку, это может говорить о том, что он считает окружающий мир враждебно настроенным по отношению к нему. Родители могли никогда не говорить ребенку об этом, но давать такие посылы невербально.

Как мы можем «вырастить» в ребенке тревожность

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Тревожность в детях, безусловно, формируется родителями. Какие ошибки родители совершают, взращивая в детях это чувство:

  • Относятся без уважения. В разговорах таких родителей просматриваются ноты пренебрежения и обесценивания: «Да справится сам, что он, маленький что ли?»

  • Ребенка часто обманывают, не выполняя обещания. Так он начинает думать, что доверять окружающим нельзя, а обещания — пустой звук. Если вы не собираетесь выполнять что-то, то постарайтесь не обещать.

  • Проявляют признаки тревожности, паникуют, не справляясь с ситуацией. Так ребенок не видит в родителе сильную фигуру, способную защитить его. Да, бояться и проявлять слабость даже для взрослого — это нормально. Но нужно правильно транслировать это ребенку. Можете сказать, что вам страшно или тяжело, но вы обязательно найдете решение.

  • Не посвящают в происходящее вокруг. Когда ребенок понимает, что что-то вокруг него происходит, но ему ничего не говорят. Любая тревожность — итог дефицита информации. Даже взрослый человек тревожится, когда не обладает полноценной информацией. Объясните ребенку доступным для него языком, что происходит, и ему станет легче.

Что делать, если вы заметили тревожность в ребенке?

Нужно совсем немного: внимательность, доброжелательность, помощь, поддержка, умение разъяснить, что хорошо, а что плохо — все это формирует в ребенке открытость к миру. Не отказывайте ребенку в общении и демонстрируйте эмоциональную вовлеченность. Не перекладывайте на ребенка ответственность за свои собственные иллюзии и амбиции — все это приводит к тревожности и неврозу.

Не забывайте, что ребенок только учится жить, и натыкаясь на обман от самых близких людей, он учится не доверять никому. Из-за этого тревожность возрастает.

Конечно, лучше обратиться к специалисту, чтобы разобрать проблему, так как причина в родителях. И в данной ситуации родители не всегда могут сами устранить причину, которой они и стали.

Игрушка-антистресс «Всё будет замурчательно» (Реклама)

Узнать цену

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх