Методику воспитания доктора Спока практикуют и в наши дни
Американский педиатр Бенджамин Спок родился в 1903 году, но основная его деятельность пришлась на середину 20 века. В конце 40-х он разработал свою методику воспитания детей, которая противоречила традиционным устоям в обществе того времени. Раньше детей воспитывали в настоящей строгости.
Грудничков сразу старались приучать к кормлению по часам, и дети знали, что мир не вертится вокруг них, и это они должны плавно и довольно рано интегрироваться во взрослую жизнь.Спок же внес прорыв в методы воспитания, заявляя, что к мнению детей нужно прислушиваться, давать им свободу. При этом в его идее одновременно уживаются прекрасные советы, актуальные и по сей день, и абсолютно жестокие и противоречащие мнению современных педагогов и психологов. Так в чем же откровенные минусы воспитания «по Споку»?
Ребенка нельзя не брать на руки
Согласно теории Бенджамина Спока, детям нужно уделять внимание, но в особенной ласки и постоянном кормлении грудью они нуждаются только до трех месяцев. После этого их нужно начинать приучать к «взрослой и самостоятельной» жизни. Чем меньше вы будете брать их на руки, тем меньше у них будет шансов манипулировать вами через истерики.
Что обычно происходит, когда малыш плачет? Заботливая мама бежит и хватает его на руки и только после этого выясняет, что его беспокоит: мокрый подгузник, голод, шум из соседней квартиры или режущийся зуб. Спок был убежден, что с младенчества у ребенка вырабатывается рефлекс: поплачешь — и кто-то прибежит, возьмет на руки и удовлетворит твои желания. Вот только педиатр не учел одного. Да, действительно ребенок со временем начинает понимать, что криком он может привлечь внимание родителей. Но это никакая не манипуляция, а единственный способ коммуникации для малыша, который не умеет ходить и говорить. Для него мама — можно сказать, окно в мир.
Точно так же во время игры с подросшим ребенком Бенджамин Спок рекомендует сидеть неподалеку от ребенка, но не брать его на руки и не сохранять близкий телесный контакт. Так он будет меньше к вам привязан, и если вам нужно выйти из комнаты, он не побежит за вами, а продолжит игру. На самом деле, все дети разные, и тип привязанности к родителям у каждого свой. Те, у кого тревожный тип привязанности, не отпустят маму даже на пять минут.
Методика доктора Спока — это не столько про воспитание, сколько про уход за ребенком. В какой-то степени Бенджамин Спок считал, что уход за ребенком — это и есть воспитание. Он ошибался только в одном самом главном: в жизни ребенка нужно участвовать. Если ребенку достаточно вашего внимания, он сам будет отстраняться и заниматься своей игрой, но взрослый человек должен присутствовать его жизни и быть доброжелательным и внимательным. Как у педагога, детского психолога и нейропсихолога, у меня есть свое мнение. Разумеется, намерения у доктора Спока были благие: он задумывался о том, что детство должно быть счастливым, но не учитывал одного — безусловной любви со стороны родителей.
Если мы с вами будем навязывать маленькому ребенку, который только родился, что он должен есть и спать по часам, и больше не взаимодействовать с ним (пусть он там делает, чего хочет), на мой взгляд, это нанесет больше вреда психики, чем пользы.
Ребенок нуждается в тепле, ребенок нуждается в материнской заботе, чувстве защиты. Согласно теории личности Э. Эриксона, до года у ребенка активно формируется доверие к миру. А получить его можно только если ты насытишься материнской заботой, эмоциями, которые дарят тебе взрослые. Когда ребенок будет находиться в частом тактильном контакте, четкого режима здесь просто не будет. Ребенка нужно будет обнимать, петь ему песни и так далее.
Метод Спока вредит грудному вскармливанию
Существует стереотип, что именно Спок рекомендовал кормить ребенка каждые четыре часа, но известный педиатр такого не говорил. Наоборот, он отошел от общепринятого строгого режима, когда ребенку ни в коем случае не давали грудь раньше, чем прошло три часа. Но и кормление по требованию Спок не приветствовал. Он считал привычку матерей пихать ребенку грудь при каждом удобном случае вредной.
Однако многие мамы, слишком рьяно решившие последовать популярной методике воспитания, отказывались давать ребенку грудь, когда тот просил. В итоге часть из них теряла молоко и была вынуждена перейти на смесь. Разумеется, на смеси многие мамы отмечали, что ребенок дольше остается сытым, и во время кормления его не нужно брать на руки. Это было так удобно в рамках теории доктора Спока! И потом, это сейчас грудное молоко заменяют смесью, которая максимально к нему близка, а во времена молодости Бенджамина Спока детей могли допаивать коровьим молоком и сахарным сиропом, лишь бы они не голодали. Сейчас это считается неприемлемым.
Но в наши дни практически все эксперты по грудному вскармливанию скажут, что его стимулирует только кормление по требованию. Сосательный рефлекс младенца провоцирует работу гормонов, которые отвечают за лактацию, а большие перерывы между кормлениями могут привести к лактостазу. К тому же ребенок сосет грудь не только для того, чтобы поесть. Иногда это действует на него как успокоительное.
Сон «по Споку» приводил к внезапной детской смертности
Бенджамин Спок предлагал младенца оставить одного в кроватке и уйти, не реагируя на его плач и крики. Он как будто не брал в расчет, что новорожденный младенец не обладает навыком самоуспокоения. Чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого человека, например, мамы, которая придет и приласкает и прогонит всех монстров. Даже двухлетние дети не очень желают оставаться в кроватке одни. Для того, чтобы они начали самостоятельно засыпать, нужно разработать особый ритуал, а не ждать, когда ребенок обессилит от плача.
Эта система, когда мать весь общается с ребенком, а в 8 или 9 вечера прекращает всякое общение с ним, молча укладывает в кровать и уходит, для малышей до 3 лет вообще не подходит. В этом возрасте важен постоянный эмоциональный контакт с ребенком. Укладывание «по Споку» травмирует психику, это пугает ребенка. Он становится беззащитным в этом формальном подходе, и именно в этом кроется главный недостаток этого метода. На мой взгляд, промах Спока в том, что он почему-то безусловную любовь решил вообще игнорировать, у него есть только режим дня, я бы даже сказала устав какой-то. Но это не воинская часть, не пионерский лагерь, это семья с маленьким ребенком, и здесь при всем моем уважении к нему, я считаю, что он был не прав.
Ребенка нужно кормить, когда он захотел есть, особенно в первый год жизни. Он должен быть всегда окружен теплом, заботой, лаской, эмоциями. Никакой формальности здесь быть не может.
Но нас гораздо больше пугает совет Спока по поводу выкладывания малыша на живот. По мнению педагога, так младенцы лучше засыпают, но позже выяснилось, что это спровоцировали у десятков детей синдром внезапной смерти младенца(СВСМ), когда ребенок просто переставал дышать во сне. Причем, заметна прямая взаимосвязь: в тех странах, где чаще практиковали методику укладывания Спока (например, в США), СВСМ встречался чаще.
Отсутствие запретов и физическое наказание
Это, пожалуй, самые противоречивые советы в принципах Спока, которые просто обескураживают многих психолог и мам. С одной стороны, педагог считал, что не стоит все подряд запрещать ребенку и ругать его без конца. Например, если ребенок во время игры разбросал по полу пуговицы, может, это он так проявлял творческую фантазию, а не стремился нарочно разозлить родителей. И эта точка зрения выглядит вполне разумной. Не проще ли купить нормальные резиновые сапоги и разрешить малышу ходить по лужам?
Но при этом тот же доктор Спок не имел ничего против физического наказания. «Я не пропагандирую физическое наказание, но считаю, что оно менее вредно, чем продолжительное глухое раздражение. Шлепнув ребенка, вы отведете душу, и все станет на свои места», — писал он в своей книге. Но в наши дни этот совет выглядит крайне негуманно.
Свежие комментарии