На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

467 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Лиха беда начало, сколько их ещё будет!Певица Анна Асти ...
  • Ольга Есикова
    Я склоняю голову перед такими родителями, терпения вам, сил и выздоровления вашему любимому сыночку, бог вам в помощь...Получил долгождан...
  • валентина бобкова
    ну вот кого эта коза интересует?не засоряйте страницу!Певица Анна Асти ...

Как по детским рисункам оценить развитие ребенка — советы психолога

Первое изображение человека, сделанное вашим ребенком, может рассказать о многом

фото: Slava Olshevskaya/Getty Images/iStockphoto

Наталия Богданова

психология

детский психолог

Когда ребенок принимается усеивать листы бумаги кружочками с растущими из них палочками — это начало большого этапа. Каждый малыш проделывает этот путь от «головонога» до детализированного изображения принцессы, воина или человека-паука.

Первые произведения могут быть похожими на солнышко, и вам придется уточнять, где тут ручки и ножки. А некоторые дети предпочитают рисовать елочки и травку, прежде чем перейдут к изображениям человека.

Как меняются рисунки по мере взросления ребенка

фото: LEREXIS/Getty Images/Moment RF

Часто дети рисуют голову, которая одновременно является туловищем. Линия, которая обозначает рот, два кружочка — глазки. Две палочки — руки, две другие — ноги. Вот и получился человечек. Как правило, между 3 и 4 годами дети изображают человеческих существ, не идентифицируясь с ними, и не воспринимают отсутствие некоторых частей тела.

Шея, уши, пальцы, ресницы и брови появятся позже. Эти человечки прежде всего показывают, что ребенок воспринимает мир наполненным людьми. Он осознает свое «я» и ищет свое место в семье, детском саду, на площадке. Он постигает свою индивидуальность и строение тела и выделяет основные черты сходства.

Тайное значение детских рисунков

Рисунок человека поможет понять, на каком этапе психического развития сейчас находится ребенок. Воспитатели детского сада и детские психологи часто используют рисование человечков для оценки психомоторного и эмоционального развития детей. Этот способ позволяет подтвердить мнение специалиста о ребенке или получить дополнительные сведения о нем. Обычно ребенка просят нарисовать человека, а затем рассказать о нарисованном герое. Ответ так же информативен и важен, как и сам рисунок.

Если ребенок в 3,5 года говорит: «Девочка едет на море», а у нарисованной девочки есть платье, волосы и даже ресницы, это означает, что психоэмоциональное развитие автора рисунка находится на высоком уровне. Но встречаются дети четырехлетнего возраста, которые пока рисуют только «головоногов». Если в целом развитие ребенка не внушает вам опасений, то это не повод для беспокойства, ситуация меняется достаточно быстро. Можно подождать 3 месяца и попробовать снова — результат наверняка будет уже несколько иной.

Дети обычно рисуют с удовольствием. Но если ваш ребенок этому виду занятий не уделяет должного внимания, переживать не стоит. Однако любую попытку рисовать, пусть и неуклюжую, надо непременно поощрять и вселять в ребенка уверенность в своих силах.

Не пытайтесь добиться от малыша, чтобы он рисовал «правильно», для маленького ребенка рисование — это прежде всего источник удовольствия, и директивный подход совершенно неуместен. Кроме того, качество рисунков ребенка зависит от того, насколько он владеет карандашом, то есть от мелкой моторики.

Стиль рисунка может меняться и в зависимости от ситуации: например, дома он может рисовать уверенно и непринужденно, но почувствует себя зажато, если с просьбой нарисовать что-либо к нему обратится незнакомый человек.

Поэтому специалисты не рассматривают детские рисунки вне контекста происходящего и формируют свое мнение на основании информации, полученной от родителей, наблюдения за поведением ребенка и его рассказа, сопровождающего рисунок.

Вызвать интерес

А если он не хочет рисовать человечка? Бывает и такое. Малыша просят нарисовать «настоящие» рисунки: человечков, домики, деревья… Но он рисует только каракули! Стоит выждать время и не настаивать.

Если вы находите, что вашему ребенку вообще не нравится рисовать или он перестает рисовать, не успев начать, возможно, стоит его поддержать и поощрить. Вы можете предложить ему порисовать вместе: сделать общий рисунок или договориться, что каждый будет рисовать то, что ему нравится. Чаще всего ребенок «не любит» рисовать потому, что не уверен в своих силах и имеет некоторые сложности с самовыражением. Это поправимо.

Возьмите большой лист бумаги, краски, кисточки потолще и предложите «заляпать» бумагу пятнами; придайте вашим действиям больше экспрессии, чтобы это был веселый и шумный процесс.

Не заботьтесь о качестве, главное — чтобы ребенок, неуверенный в своих способностях, почувствовал себя творцом. Краски — благодатный материал, поскольку даже картина, состоящая из цветных пятен, будет отлично выглядеть. Когда ваш абстракционист войдет во вкус и почувствует себя уверенней, можно переходить к карандашам и попрактиковаться в более реалистичных изображениях.

Этапы развития рисунка человека

  1. Появление первого закрытого круга (примерно в 3 года) предшествует появлению человечка.

  2. Появление настоящего человечка-головастика, где все детали: ручки, ножки, глазки — вырисованы (примерно в 3 года 6 месяцев). Он состоит из круга, лучистых линий, точек или кружков, находящихся внутри большого круга. Далее количество деталей увеличивается: рот, нос, ресницы, пупок…

  3. Головастик принимает вертикальное положение и вытягивается. Появляются элементы декора (цветы, солнце, птицы…), которые находятся вокруг персонажей.

  4. Голова отделяется от тела, но связана с ним шеей (примерно в 4 года и 6 месяцев).

 

Ссылка на первоисточник
наверх