С чем связан интерес к тому, «что там внутри», и почему дети порой так берегут игрушечный хлам
Марина Андросова
образование
педагог
Если ребенку неинтересно играть с игрушкой, он попробует ее сломать.
Такой характер!
Cломанные игрушки часто найдешь в комнате ребенка-холерика. Эти дети непоседливы, вспыльчивы, невнимательны и очень подвижны.
У них игрушки ломаются сами. Ребенок побежал и уронил игрушку, рассердился — смахнул все со стола или поторопился, нетерпеливо присоединяя хрупкую пластмассовую деталь. Ругать ребенка, наказывать или читать нотации нет смысла. Особенность характера не изменить, но можно скорректировать. Ребенок-холерик — это не только погромы и разрушения. Он целеустремлен, смел, активен и настойчив. Нужно направить его энергию в нужное русло, научить управлять своими эмоциями.Отвлеките ребенка, переключите его на другую волну или просто успокойте. Постарайтесь заметить настроение ребенка и приласкать его до того, как он разозлится. Казалось бы, такому ребенку не нужно давать конструктор или пластилин — пусть носится по двору с мячом, бьет боксерскую грушу или кувыркается на коврике. Так игрушки останутся целы. Но задача не в этом. Необходимо научить кроху внимательности и усидчивости. Для этого лучше всего подходят лепка, рисование, сборные модели и настольные игры. Начните с последних: настольный хоккей или футбол — то, что надо! Сразу усадить холерика за интеллектуальные игры не получится.
Не пора ли отдохнуть?
Бывает, что ребенок сломал игрушку просто от усталости или плохого самочувствия. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся, а если это и произошло, постарайтесь утихомирить его спокойными играми без лишнего шума и быстрых движений. Ребенок может носиться по квартире, бросать игрушки или прыгать на диване — это не всегда признак того, что он полон сил. От переутомления дети тоже могут быть слишком активными.
«Не мой размер»
Игрушки ребенка могут не соответствовать ему по возрасту. Если крохе неинтересно играть с ними, то, возможно, понравится ломать. Старайтесь, чтобы игрушки ребенка росли вместе с ним. Чем старше кроха, тем более функциональные предметы ему необходимы. Ненужные, надоевшие машинки, погремушки или каталки ребенок не ломает, он их реконструирует, чтобы начать другую игру. Трудно придумать много игр с заводным медвежонком, который стучит в барабан. Вот и приходится барабан оторвать! Нужно, чтобы игрушка развивала фантазию Ребенок должен иметь возможность сам наделить своего героя выбранными качествами характера, сам озвучить его, изменить движение игрушки по его собственному сюжету.
Выбирая ребенку в магазине новых друзей, откажитесь от заводных, говорящих, поющих игрушек, фигурок с фиксированной позой, неподвижных. Возможно, правильный выбор решит проблему сломанных игрушек!
Выбирайте ребенку игрушки, которые учат его развивать фантазию.
Учите ребенка играть. Показывайте ему, как можно оживить игрушки, как построить трассу для машинок, домик из кубиков, как организовать сюжетную игру. Не думайте, что дети умеют играть с самого рождения. Игра — это тоже определенная работа, требующая воображения, знаний и умений.
Что там внутри?
Простое любопытство — еще одна причина поломок. Дети познают мир, и это нормально и правильно. Только имея жажду познания, можно открыть что-то новое. Любопытному крохе лучше предложить игрушки-конструкторы. Дети любят разбирать, собирать, играть по-новому. Есть машинки, которые можно раскрутить специальными инструментами на части — это ваш вариант. Соберите для ребенка коробку «Юный исследователь». Туда могут войти крупные части от старых часов, звонок от будильника, магниты, увеличительные стекла, компьютерная мышка, которую можно разобрать, и т. п. Внимание, не оставляйте малыша без присмотра!
«Она сама!»
Не секрет, что некоторые детские сокровища действительно могут сломаться практически сами. Плохое качество игрушек не только опасно для здоровья. Если ребенок берет, например, машинку в руки и у нее отваливается какая-то часть, то возникают и другие проблемы. Во-первых, ребенок сначала расстраивается. Во-вторых, кроха постепенно привыкает к таким поломкам и относится к ним спокойно: «Подумаешь, сломалась! Нужно выбросить и купить новую!» Такое отношение к вещам тоже только расстраивает. В-третьих, ребенок не привыкает к аккуратности, а, наоборот, понимает, что, как бы он ни старался, поломка неизбежна и что в таком случае особо дорожить такой игрушкой не имеет смысла.
Игрушки низкого качества в своем большинстве даже не поддаются ремонту. А между тем неплохо было бы чинить с ребенком его сломанные игрушки, заклеивать старые книжки.
«Так и было!»
Если ребенок сломал свою игрушку — это полбеды. А что делать, если кроха испортил вещь другого малыша? Конечно, правильно будет извиниться или предложить ребенку сделать это вместе: кроха должен понимать, что, даже если он нечаянно испортил вещь другого человека или чем-то причинил неудобство, нужно попросить прощения. В качестве компенсации можно предложить купить похожую игрушку или сделать какой-то подарок обиженному ребенку.
Однако и тут возникают вопросы. А что, если игрушка очень дорогая? Неужели каждый раз выплачивать деньги? Если вы знаете, что ваш ребенок чересчур любопытен или, мягко говоря, не очень аккуратен, чтобы избежать лишних проблем, озвучьте тему дорогих игрушек и их поломки, общаясь с мамами в песочнице или в детском саду. Предложите не давать детям с собой дорогих вещей. После такого разговора в случае поломки чужой вещи извинений будет достаточно. Чтобы не пришлось успокаивать своего кроху, когда сломают его игрушку, и возмущаться реакцией родителей обидчика, обговорите это и со своим ребенком. Такую ситуацию легче предотвратить, чем потом находить сложные решения. Не берите на улицы особо дорогие или любимые игрушки ребенка. Объясните, что другие дети могут быть менее осторожными, и игрушка сломается.
Протестую!
Иногда, ломая игрушки, дети выражают свое отношение к тем, кто их подарил. Здесь уже надо решать более серьезные семейные вопросы, разобраться в отношениях и побыстрее найти выход из такой ситуации. Может, ребенку не нужны новые игрушки? Может, ему необходимы внимание и любовь?
Что делать с хламом?
Часто, наводя порядок в детской комнате, очень хочется выбросить пару мешков мусора: обломки, детали, испорченные и сломанные игрушки и еще куча всякой ерунды — красочные упаковки, камушки-веточки, коробочки от крема Но ребенок не разрешает покончить с хламом раз и навсегда.
Начнем с причин. Возможно, ребенок не хочет расставаться со своим «богатством» только потому, что видит, как вы сами бережно храните старую косметичку, одежду, которую не носите, испорченный утюг… Многие взрослые не могут с легкостью избавиться от ненужных вещей именно потому, что так делали и их родители. Если вы хотите, чтобы ребенок поступал по-другому — начните с себя.
А может быть, крохе действительно нужны все эти вещи? Попробуйте просто найти вариант содержать эти вещички на своих местах — выделить специальную коробку или ящик. Ведь нередко именно с такими частями, оставшимися от игрушек, играть очень интересно. Их можно соединить вместе и получить что-то новое. Кроме того, ведь от того, что мишке кто-то оторвал лапу, он не стал менее любимым…
Комната ребенка — это его мир, пусть там находится то, что нужно ему. Сломанные солдатики или кукла без волос, флакон от духов или найденный на улице камень!
Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читайте также
Свежие комментарии