5 советов для родителей от музыканта и композитора Андрея Днаилова
Если раньше музыкальное образование было обязательным пунктом в воспитании, то сегодня у родителя есть выбор. Доказано, что занятия музыкой полезны, но истории знакомых про «безжалостных учителей» и «страшное сольфеджио» порождают сомнения и мифы.
Как разобраться в музыкальных школах, рассказывает музыкант, композитор, Андрей Данилов — преподаватель Moscow Music School, музыкант, композитор, автор книги «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки» и отец двух детей 7 и 12 лет.Андрей Данилов
Музыка, педагогика
Музыкант, композитор, преподаватель, исследователь в области современной музыки, психологии творчества и философии искусства, автор книги «Ум, голос и пальцы. Основы теории музыки»
Хотите — отведите
Исследования показывают, что занятия музыкой положительно влияют на развитие мозга, речи, мелкой моторики, формируют чувство эмпатии и ответственности. В истории так было всегда: родители, имеющие возможность обучать детей с ранних лет музыке, осознавали ценность этого опыта и стремились как можно раньше познакомить детей с инструментом. Сейчас нормы изменились, но решение все равно остается за родителем. Ребенку самому бывает трудно определить, хочет он чем-то заниматься или нет, поэтому лучше просто попробовать.
Как определить, что у ребенка есть способности? По наличию слуха и ритма. Например, вы замечаете, что ребенок хорошо танцует, вовремя хлопает, легко запоминает мелодии из песенок. Он может петь не совсем чисто, зато ритмично, повторять тон в тон спонтанные звуки — это показатель. Более точный прогноз сможет дать специалист. С маленькими детьми проводят тестирование в игровой форме, а после рассказывают родителю о результатах прослушивания. Это поможет решить: сделать занятия музыкой основной творческой деятельностью или оставить их дополнительным хобби.
На мой взгляд, начинать заниматься музыкой следует как можно раньше. Чем скорее вы направите в эту сферу фокус внимания, любви и заботы, тем больше пользы получит ребенок. В маленьком возрасте он лучше усваивает информацию и более восприимчив. Конечно, важно не перегнуть: если он уже ходит в изостудию, занимается спортом и посещает садик, музыкальная школа просто не впишется. Нужно прислушиваться к ребенку, но понимать, что его нежелание заниматься музыкой может быть связано также со страхом перед неизвестным: новым увлечением, учителем или незнакомыми ребятами, с которыми он пока не успел подружиться. В таком случае лучше не воспринимать детское нежелание как сигнал к мгновенному прекращению занятий.
Не стоит бояться нагружать детей. Помните, что, в отличие от взрослых, дети воспринимают любые занятия как игру: им всё интересно, они легко учатся. Если образовательный процесс адаптирован под возраст и педагог умеет заинтересовать маленького ребенка, можно начать учиться даже с трех лет — это хорошо для развития нейронных связей.
Никто не знает как лучше, и это нормально
Мы не знаем, какой выбор будет лучшим для наших детей, и не нужно этого стесняться. Единого рецепта нет. Вы можете ошибиться, но это не означает, что не стоит пробовать.
Ребенок исследует возможности и открыт новому опыту. В его картине мира пока нет трудностей с распределением бюджета, расписанием и тайм-менеджментом. Разговоры о том, что «мы решили, договорились, нашли педагога», будут пропущены мимо ушей. Если вы отдаете его учиться музыке и хотели бы обсудить изменения, говорите так, чтобы вас поняли. Например, своим детям я стараюсь подавать новые занятия под соусом «давай попробуем». Это и мне напоминает проще относиться к возможным неудачам, и ребенка легче заинтересовать игровым отношением. Взрослые иногда забывают, что с детской стороны все выглядит иначе.
Сегодня много говорят о современных подходах к образованию. Я преподаю больше 10 лет и не понимаю, о чем речь. Форма другая, может быть, а мозг старый. Методы и педагогические принципы не изменятся. Поэтому педагог должен прививать трудолюбие, дисциплину и требовательность к себе. Не обязательно играть на инструменте долго, но нужно делать это каждый день, хотя бы по 15 минут, чтобы появилась привычка.
Педагог и школа — не одно и то же
Как выбрать школу? Это довольно просто с точки зрения логики, но сложно с точки зрения реализации. Следует подойти к вопросу комплексно и учесть разные факторы. Какие впечатления и навыки вы хотите вложить в ребенка? Вот какие «зеленые флаги» должны быть у школы.
Располагающая атмосфера. Музыкальная школа может быть без модного ремонта — достаточно, чтобы ребенку в этой обстановке было комфортно заниматься музыкой, веселиться и общаться. У детей, особенно в младшем возрасте, нет визуальной насмотренности, для них важна яркость. Приятный дизайн, места для переодевания и перекуса будут хорошим знаком.
Прозрачная коммуникация. На выбор школы влияет множество вещей: от рекомендаций знакомых до интерьера и расписания. Если на этапе звонка менеджера коммуникация не сложилась, это тревожный сигнал.
Классный педагог. Помещение, среда, грамотный менеджер и наличие скидок не гарантируют обучение музыкой. Через ворох внешних факторов мы пробираемся к учителю, который представляет собой отдельный мир, и от того, насколько педагог подходит именно вашему ребенку, зависит многое. Детей сложно обмануть, они чувствуют, когда скучно или наказывают несправедливо. Но чем младше возраст, тем больше кредит доверия из-за проекции мамы и папы. Маленький ребенок боготворит любого учителя, поэтому вы не сразу узнаете, насколько этот пазл сложился.
Как с этим справиться? Рискнуть и понаблюдать за процессом. Здорово, если все совпало и классный педагог работает в школе, которая понравилась вам по всем параметрам. Я советую обращать внимание на то, как человек ладит с детьми и умеет преподать свой предмет. Награды и победы в конкурсах — свидетельство музыкальной карьеры, а педагогика — это отдельная экспертиза. Факт того, что у преподавателя много дипломов, не делает его заведомо хорошим учителем музыки. Может быть и наоборот.
Не бойтесь академического образования и не ищите его в школах современной музыки
Академическое образование обросло мифами, но его точно не стоит бояться. У такого подхода много плюсов: например, родителям не придется переживать за дисциплину. В государственных музыкальных школах все поставлено на рельсы с царских времен: мир музыки начинает раскрываться перед ребенком во всем многообразии, он погружается в индустрию, участвует в конкурсах и фестивалях. При этом нужно понимать, что это подписка на академическую траекторию: чтение нот, определенный склад языка, ответственность за результат и перспективу стать профессиональным музыкантом. А когда одна дверь открывается, другая закрывается. К тому же, это формирует личность, характер и четкое осознание себя как музыканта.
В музыкальных школах, которые пропагандируют современную (популярную) музыку, акцент чаще на коммуникации и взаимодействии. Это определено самой природой такой музыки: она появилась благодаря страсти, трудолюбию и команде. Не ждите от современных частных школ институции, но пользуйтесь ее отсутствием.
«Академист» больше зависит от текста, когда современный музыкант — от контекста. Его музыкальные навыки могут быть слабее, но он выступает оператором процесса: пробует, ищет, объединяет свои скиллы из разных областей. В современной музыке выше ценится открытый подход и экспериментальность. Например, в Moscow Music School студенты решают прикладные задачи, которые соответствуют актуальному состоянию индустрии. А это означает и новые технологии, и инструменты, и разнообразие жанров и стилей.У нас в школе мы стараемся брать лучшее от этих подходов. Наши студенты изучают классическую теорию музыки сразу в связке с программами для создания музыки. Как результат — студенты знают и понимают, как строятся интервалы, аккорды и гармонические последовательности и, что важно, могут это применить в цифровой среде.
Обсуждайте музыку с ребенком
В отличие от взрослых, дети не рефлексируют: они поглощают контент без разбора и уходят от вопроса «что тебе в этом нравится?». Если вы обратили внимание, что ребенок слушает треки, которые вселяют в вас ужас, постарайтесь мягко поговорить об этом. Не нужно запрещать такую музыку — это вызовет волну негатива и протест.
Лучше поинтересоваться, какие переживания испытывает ребенок и что именно ему откликается — ритм, текст, мелодия? Можно представить, что вы на уроке литературы: пусть слушает, а после разберет персонажей, подумает и сделает выводы.
Полезно не только следить за звуковым фоном ребенка, но и делиться своими предпочтениями. Можно включать музыку в машине и подпевать — ребенок будет следить за вашей реакцией. Когда вы получаете удовольствие, дети считывают это и начинают испытывать любопытство. Ещё вариант — сходить на концерт и обменяться впечатлениями после. Конечно, все должно быть в меру и с учетом возраста, но не стоит ждать, что ребенок прочувствует Баха. По моим наблюдениям, дети обожают панк-рок — эта музыка соответствует их энергии.
Свежие комментарии