Почему — объясняет психолог
Признайтесь, вы тоже уговариваете детей посмотреть старые добрые советские мультики? Мы поговорили с психологом, и вот что узнали.
Искусство, конечно же, очень субъективно — одному нравится, другому нет. Советские художники-мультипликаторы в те времена много экспериментировали в своем творчестве: сказки были, как мы тогда говорили, рисованные, пластилиновые, кукольные и даже из спичек.
Мультипликаторы снимали сюжеты для детей в разных жанрах и на разные темы. Мы, дети 60-х, 70-х, 80-х, смотрели все мультики подряд, мчались из-за них в кино и позже — к экранам телевизоров, хотя, признаться, есть среди культурного наследия Советского Союза произведения, которые современным детям могут показаться непонятными, грустными, странными. Что поделать! На дворе 21 век, правила жизни сильно поменялись.Татьяна Павлова
семейная психология
психолог, кандидат психологических наук, преподаватель университета
«Пони бегает по кругу»
Очень поэтичная и трогательная зарисовка с прекрасным музыкальным сопровождением и вкрадчивым исполнением песен Еленой Камбуровой. Пони, который с длинной челкой из нежного шелка, мечтает о военном параде, и нечто более важном, чем целыми днями катать ребятишек по зоопарку. Сменяются поколения («где мама каталась, и папа катался, когда они были такие, как я»), а пони все так же печален и все так же бегает по кругу.
От несбыточности мечты становится грустно не только пони. Однажды среди посетителей оказался генерал, он вспоминает, как когда-то ребенком катался на пони, но это счастливое время давно прошло. И от этого тоже грустно. Дети, конечно же, не задумываются о философии, им просто становится жалко маленького пони с печальными глазами. А кому-то из родителей сценарий покажется намеком: не к такой ли взрослой жизни стоит готовиться юным зрителям: вот так же, как пони, поникнув головой, бегать по кругу?
Мнение психолога: Те проблемы, которые поднимаются в мультике, не для детей, это взрослые мысли, раздумья над смыслом жизни, ее быстротечности. Это заставляет задуматься, затрагивает тонкие струны эмоций.
«Северная сказка»
Мультик, после которого на глаза наворачиваются слезы даже у взрослых. Сказка поставлена по мотивам фольклора народов Севера. Женщина, трудившаяся с утра до ночи, пока ее трое сыновей резвились на снегу, сильно заболела. Но дети продолжали играть, не отзываясь на просьбы своей матери. За что и поплатились: мать превратилась в птицу и улетела на небо. Сказка эта, конечно, несет свою воспитательную миссию, но, согласитесь, бьет по самому главному детскому страху — потерять маму. Безысходность здесь с первых кадров, несмотря на игривых и смеющихся детей, — это и тоскливые мотивы, и монотонный закадровый голос (кстати, текст читает Олег Басилашвили), и серо-белая гамма рисунка.
Мнение психолога: Мне кажется, здесь кроется не очень хороший посыл: ошибка детей, которую невозможно исправить. Обреченность. В основе мультика — стыд как способ воспитания. Стыд — бремя на всю жизнь ребенка. Кроме, страданий это вряд ли что-то полезное принесет.
«Халиф-Аист»
Вообще, сказки Гауфа сами по себе не веселые. Писал он в самом начале 19 века, на заре романтизма, и сюжеты выбирал сентиментальные (слезливые) и мрачноватые, зато лихо закрученные и с большим количеством мистики. В мультике Валерия Угарова эта атмосфера точно передана.
Мнение психолога: К сожалению, детям с их позитивным видением мира сказка может показаться слишком грустной, а трансформации халифа в рыбу, паука и в аиста — жуткой.
«Цветок папоротника»
Мотивы этого щекочущего нервы произведения нужно поискать у Николая Гоголя, точнее, в его повести «Вечер накануне Ивана Купала». Если знать первоисточник, можно понять, что к чему в мультфильме — диалогов тут нет, но есть много того, что для детской психики нежелательно — мистические существа, резкие смены картинок, грубая техника рисунка, диссонантная музыка. Но с другой стороны, Гоголь совсем не детский писатель.
Мнение психолога: Я бы не советовала детям смотреть этот мультик. И в первую очередь из-за эстетического решения: цвета, прорисовка, музыка — все это вызывает сильные противоречивые, несопоставимые между собой, эмоции. То есть даже у взрослого зрителя складывается впечатление, что художественное оформление не оправдывает и не отражает смысл, заложенный создателями.
«До свидания, овраг»
В овраге живет стая бродячих собак, точнее, брошенных когда-то хозяевами. Одна из них каждый день идет на автобусную остановку в надежде получить от пассажиров что-то из еды. Но вместо этого «получает» Крошку — еще одного щенка, оставленного человеком на произвол судьбы… Впечатлительным малышам такие истории нельзя смотреть — жалко бедолаг, а счастливый финал им даже в сказке не светит. Разве только повезет Крошке, но от этого ребенку не прибавится уверенности в том, что в мире есть справедливость, а добро побеждает зло.
Читайте также
Мнение психолога: Мне кажется, этот мультфильм нужно смотреть с родителями. Чтобы взрослый правильно прокомментировал его, взращивая эмпатию в ребенке, развивая морально-нравственную сферу.
«Крылья, ноги и хвосты»
Поколение детей 80-90-х годов легко цитирует немногочисленные фразы из этого мультика, сильно напоминающего цирковую пантомиму: «Не умел! Не умел — научим, не хочешь — заставим. Взлетай!» или «„Крылья, крылья…“ Ноги!». Это история о том, как в безжизненной пустыне гриф учил летать страуса, по ходу выдергивая у него перья. Современные дети вряд ли оценят такой юмор, да и оригинальная манера рисунка в серо-коричневых тонах, покажется им мрачной и грустной. Они привыкли к яркой пестрой картинке на экране.
Мнение психолога: Недетский мультик. Возможно, современных детей позабавит своей странностью. В детстве помню свое недоумение от этого мультика. Слишком сложная для ребенка философия на недоступном языке.
«Контакт»
Взрослые зрители понимают, что на экране — фантастический сюжет о встрече художника, отправившегося на пленэр в живописное местечко около озера, и инопланетянина в бесформенном обличье, напоминающем разноцветное пятно. А дети теряются в логике сюжета. Диалога там нет, вся коммуникация героев это хорошо запоминающаяся мелодия. Рисованные картинки на экране сменяются геометрической графикой, полянка с красочными цветами оформлена как многослойная объемная картинка, есть экстравагантность в выборе цветов — например, лицо, руки-ноги художника чисто белого цвета. «Ничего не понятно», — говорит мой сын и после двух минут просмотра теряет к мультику интерес.
Мнение психолога: Этот мультик тоже не для детей. Для взрослых, умеющих воспринимать этот мир не только разумом, но и чувственно. Попробуйте посмотреть его, и не искать там смысл, а просто замечать, какие чувства вызывает. Какие струны души затрагивает.
«Рассеянный Джованни»
Хорошо известный в прежние годы мультфильм создан по мотивам сказки любимого в Советском Союзе, но мало известного на своей родине в Италии писателя Джанни Родари. В 70-80-х мультик казался забавным, а нынешние дети его считают странным. Маленький мальчик Джованнино отправляется на прогулку, а домой возвращается в буквальном смысле по частям: почтальон и соседи приносят его ухо, ногу, руку и тд. Мама знает, что ее сын очень рассеянный, поэтому спокойно собирает его в одно целое, как детали конструктора Лего. Современным детям эта история вряд ли придется по душе. Хотя с точки зрения искусства, мультфильм рисованный в стиле кубизма (похоже на манеру Пабло Пикассо) — настоящая услада для глаз.
Мнение психолога: Советую проверить этот мультик на своих детях. Включите его. Посмотрите на реакцию детей. Мне кажется, этот мультик не имеет воспитательной цели, там нет поучительности. Он про эстетику картинки и формирование вкуса ребенка. С точки зрения психологии, он, конечно, не про рассеянность, а про расщепленность современного человека (голова и тело; мысли и чувства и т.д.)
«Найда»
О том, что человек в ответе за тех, кого приручил, можно рассказывать по-разному. В том числе и в мультипликационном формате — через историю предательства. Школьница Саша вместе со своей собакой Найдой отправляется летом в гости к дяде, который живет в красивом месте около леса. Когда Саша заблудилась в лесу, Найда помогла ей найти обратный путь, но девочка верность не оценила и в город вернулась одна. Оставленная своей хозяйкой, Найда тяжело переживает разлуку. Очень добрый и эстетически красивый мультик учит правильным вещам, но от щемящей жалости к брошенному животному на глаза наворачиваются слезы. Мультик для детей постарше.
Читайте также
Мнение психолога: Здесь поднимается очень важная проблематика и актуальная во все времена. Про привязанность, про доверие, дружбу, преданность. Сказка развивает умение сопереживать и способность встать на место другого (это про эмпатию).
«Белая цапля»
Юная принцесса Изольда приказала убить цаплю, чтобы сделать из ее перьев свадебное украшение. Народ потянулся за модницей, истребляя прекрасных птиц. И тогда принцесса сама превратилась в белую цаплю… Если не боитесь, что ваш ребенок расплачется от жалости к несчастным пернатым, то включайте мультфильм и смотрите его вместе с ребенком. Кукольная анимация, возможно, нынешним детям покажется немного устаревшей, но темы, затронутые в сказке, — ответственности за поступки, осознание вины и смелость исправить свои ошибки — всегда актуальны, их можно обсудить с ребенком.
Мнение психолога: Защита природы и животных — тема актуальная, и психологию потребительства важно менять. Но вот поймут ли это дети в раннем возрасте?
Свежие комментарии