3 правила воспитания от «медуз»
Вместе с «тиграми» и «дельфинами» «медузы» борются за звание лучших родителей. Чем же «медуза» отличается от других родителей и в чем их уникальное «ноу-хау»?
Кто такие медузы?
Эту типологию ввели в обиход современные авторы по воспитанию и педагогике.
По их мнению, всех родителей можно условно разделить на три типа: «тигров», «дельфинов» и «медуз». У каждого из них — свои принципы общения и налаживания контакта с ребенком. Эта тема особенно популярна в соцсетях.Идея воспитания «медуз» заключается в том, что родитель слушает, что хочет сделать его ребенок, и разрешает ему это делать.
У теории родителей-медуз много последователей и противников. Поклонники мягкого воспитания считают, что «медузы» показывают пример истинного понимания и принятия своего ребенка таким, какой он есть. «Это искусство по-настоящему настроиться на своего ребенка», — говорит Кристен Гиринг, директор по образованию в Parent Lab. Писательница Эмма Брокес называет этот стиль «мягким, прозрачным и очень гибким».
А пользователи соцсетей высказывают противоположное мнение: медузы демонстрируют крайность, потому что вседозволенность и попустительство родителей-медуз приводит детей к заблуждению и в будущем может обернуться плохими последствиями — вплоть до преступной деятельности или беспорядочных половых связей.
Но, как известно, во всем важна золотая середина. Необязательно становиться адептом новой теории, достаточно почерпнуть оттуда лучшее.
3 правила воспитания родителей-медуз
1. Родитель слушает и слышит пожелания ребенка
Многие обвиняют «медуз» в том, что они совсем не умеют отказывать ребенку и соглашаются с ним во всем. Но это же можно трактовать и по-другому: родитель не заставляет, а позволяет ребенку самому выбирать то, что лучше для него.
Например, в теории родители понимают, что сыну или дочери необходимо дать разностороннее развитие, неизвестно, что ему пригодится во взрослой жизни и карьере, но пока есть возможность, нужно учиться всему. Кроме того, занятость малыша или школьника — определенный показатель и характеристика родителя, который занимается образованием своего ребенка.
В результате расписание отпрыска заполняется без пробелов школой, языковыми курсами английского и китайского, игрой на флейте, шахматами, каллиграфией и спортивными тренировками. И ребенок, без желания, но выполняя требования мамы или папы, целый день бегает с одного занятия на другое, устает и теряет всяческий интерес к обучению.
Что бы сделал родитель-медуза? Поговорил с ребенком: что именно ему было бы интересно изучать и чем заниматься. И позволил самому выбирать. Правда, есть вероятность того, что отпрыск ответит: хочется ничего не делать, только играть на планшете или в приставку.
2. Умеет быть гибким в воспитании и понимающим
Все родители хотят поддержать своих детей. И многие из нас, видя плотное расписание ребенка, задавали себе вопрос: для кого он это делает — для нас или для себя? Действительно ли ему интересно заниматься музыкой или спортом?
Но, если школьник жалуется на большую нагрузку, усталость и нежелание идти на дополнительные уроки, большинство матерей и отцов скажут примерно так: «Есть слово «надо». И убедят ребенка в том, что нельзя бросать что-то, не доделав до конца, что нужно быть ответственным и воспитывать в себе дисциплину.
Что бы сделал родитель-медуза? Как и любой родитель, родитель-медуза тоже обращает внимание на потребности и возможности своего ребенка, но он может быть гибким в вопросах воспитания. Кто-то называет это бесхарактерностью, но «медузы» спокойно относятся к тому, что ребенок иногда пропускает уроки или тренировки.
3. Дает право выбора
«Когда сыну исполнилось четыре года, мы сразу записали его в секцию футбола, — рассказывает блогер и журналист Даниэль Мари Холланд. — У него не было никакого интереса к каким-либо групповым видам спорта, но меня повсюду окружали родители детей-футболистов. И я считала, что занятия спортом в любом случае будут полезны: ребенок научится играть с другими, физически окрепнет, у него появится уверенность. А возможно, занятия спортом добавят ему баллов при поступлении в университет. Но сын не проявлял к футболу абсолютно никакого интереса: на поле стоял как вкопанный, или падал, накрывшись с головой курткой. Последней каплей стало то, то он схватил мяч и просто убежал с ним с поля».
Что бы сделал родитель-медуза? Дал бы возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности и выбрать занятие по интересам. Не заставлял бы закончить музыкальную школу, потому что уже отучился там 3 года, не настаивал на 4-разовых тренировках по каратэ, если сыну они не нравятся. А если ребенок сопротивляется расписанию, ему нужно отдохнуть какое-то время, либо вообще отказаться от дополнительных кружков и секций.
Главный вывод, который можно сделать из философии воспитания родителей-медуз, это то, что, давая ребенку свободу выбора, мы не делаем из него бездельника, а помогаем найти занятие по душе.
«Если мой сын не хочет заниматься футболом или посещать кружок только для того заполнить свободное после школы время, это не значит, что он никогда не сможет закончить начатое дело до конца, — говорит Даниэль Мари Холланд. — Эта мысль помогла мне прислушаться к пожеланиям ребенка и узнать, что его действительно интересует».
На самом деле, не важно, какого стиля воспитания придерживаются родители. Важно то, что они это делают для блага ребенка и семьи.
Читайте также
Свежие комментарии