Рассказываем, как определиться, к чему склонен малыш, какие у него способности и как их развить
Александр Савенков
Психология
Директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
В погоне за будущей успешностью ребенка многие родители пытаются вложить в него максимум знаний и развить как можно больше реальных и мнимых талантов. У некоторых малышей настолько плотный график, что практически не остается времени на игры и беспечное времяпрепровождение.
Иногда ребенка с трех-четырех лет водят на 6–8 кружков и спортивных секций в неделю! В итоге дети не справляются, капризничают и отказываются выходить из дома. Как этого не допустить?«Главная рекомендация — расширять сферу приложения усилий ребенка. Пусть он рисует, пусть считает, пусть пытается читать, играть в волейбол, играть и работать на компьютере. И со временем обязательно найдется сфера приложения, где он будет успешен. Сделать его одаренным нельзя, а сделать успешным можно. Часто неодаренные люди бывают очень успешными в жизни, а одаренным не удается реализовать свой потенциал. Одаренность нужна только психологам, а родителям и государству нужны успешные люди», — считает Александр Савенков.
Как понять, к чему склонен ваш ребенок
Родители часто делятся на два лагеря. Одни всеми руками «за» раннее развитие и с двух лет запихивают детей в кружки, не понимая, чего они хотят. Другие, наоборот, ждут, когда малыш сам скажет, что ему интересно и проявит максимальную заинтересованность в каких-либо занятиях.
Но внимательный родитель заметит предрасположенность к определенной сфере. Для этого стоит обратить внимание на определенные черты ребенка и сосредоточиться на их развитии.
Изобразительно-художественная одаренность
Обратите внимание на рисунки вашего ребенка:
В них нет однообразия. Ребенок может воспроизводить разные предметы, людей, явления и ситуации.
Пытается воспроизвести то, что ему понравилось.
Вдохновляется картинами, скульптурами и т. д.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
Любит использовать новые материалы для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т. д.
Не только рисует, но и лепит, создает художественное композиции, при этом без побуждения взрослых проявляет творческое начало.
Выражает через творчество свои чувства.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
Может сформулировать собственную оценку произведений искусства.
Музыкальная одаренность
Одаренность к музыке может проявляться по следующим параметрам:
Тонко подмечает характер и настроение музыки.
Хорошо поет.
В танец, песню, игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств. Выражает свои чувства через музыку и пение, танец.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или танцевальное мероприятие.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте, быстро его осваивает.
Сочиняет собственные мелодии.
Одаренность литературная
Обратите внимание, любит ли ваше чадо что-то из этого:
Сочинять рассказы или стихи.
Способен легко построить рассказ, отталкиваясь от завязки, сюжета или какого-либо конфликта.
Хорошо развита речь. Рассказывая о чем-то, не теряет основную мысль.
В рассказе придерживается необходимых деталей, опуская все лишнее.
Хорошо подбирает слова, которые передают эмоциональные состояния героев, свои переживания и чувства.
Склонен фантазировать, добавляет что-то новое и необычное, даже когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Умеет очень живо изобразить своих героев, может передать их характер, чувства, настроение.
Одаренность артистическая
Ребенка точно стоит отдать в театральный кружок, если вы замечаете эти черты:
Легко входит в роль какого-либо персонажа.
Интересуется актерской игрой.
Изображая другого человека, меняет интонацию и манеру речи.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Имеет богатую мимику и движения, через которые выражает чувства.
Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит игры-драматизации.
Техническая одаренность
Вы сразу заметите, что у вас растет будущий инженер, технолог или конструктор новой техники, если он:
Интересуется механизмами и машинами.
Может исправить простую поломку в своих игрушках или создать новую поделку/игрушку из старых деталей.
Любит разбирать и изучать механизмы.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Читает или просит читать журналы и статьи про устройство механизмов, приборов или про создание новых.
Любит обсуждать научные события, изобретения.
Любит конструировать модели.
Быстро осваивает компьютер и другую технику.
Одаренность лидерская
Вы должны наблюдать в ребенке следующие черты:
Инициативен в общении со сверстниками.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Улавливает мотивы поведения других людей.
Хорошо понимает недосказанное.
В играх обычно руководит.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм.
Обладает даром убеждения.
Одаренность спортивная
Ее точно стоит развивать, если вы заметите у ребенка:
Повышенную энергичность по сравнению с другими детьми.
Любовь к участию в спортивных играх и состязаниях.
Стремление побеждать в спортивных состязаниях.
Ребенок быстрее и выносливее сверстников.
Его движения легкие, великолепная координация.
Любит походы, игры на спортивных площадках.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
Физически выносливее сверстников.
Свежие комментарии