Специалист по воспитанию тоддлеров Аманда Дженнер объяснила, почему эти фразы бесполезны и даже вредны
Эксперт по детской психологии из США Аманда Дженнер часто делится в соцсетях лайфхаками во воспитанию детей-дошкольников. И она разъяснила, почему некоторые наши слова дети не воспринимают всерьез и кажется, будто они нас не слышат.
Она не просто предлагает отказаться от жестких формулировок «Нет, нельзя», «Я запрещаю», «Помолчи», но дает им достойную альтернативу. Дженнер уверяет, что это работает.«Как эксперт по воспитанию детей, я сталкиваюсь со многими бесполезными фразами, в использовании которых виноваты все мы. Но за эти годы я понял, что наши дети не понимают ни одной из этих фраз, и мы должны спуститься на их уровень, понять их чувства и прочитать их эмоции», — цитирует ее Аманду Дженнер издание The Sun.
Не используйте «Нет»
Представьте ситуацию, что вы просите ребенка убрать игрушки, а он отказывается. Через какое-то время он просит включить мультики или дать вкусняшку. Что обычно делает мама? Говорит: «Нет, ты же не убрал игрушки».
Что советует психолог: Аманда рекомендует сказать более позитивную фразу без резкого отрицания. Для многих детей, особенно если у них возраст кризисов и протестов, слово «Нет» становится триггером и поводом для истерики.
Попробуйте сказать: «Конечно можно, как только ты уберешь игрушки».
Забудьте фразы «Успокойся!», «Закрой рот!»
Если ваш ребенок уже начал плакать или — еще хуже — у него истерика, он уже не может успокоиться. И говорить ему об этом бесполезно. Представьте себя на месте ребенка. Если вы ссоритесь с партнером, слово «Успокойся» для вас становится лишь раздражителем. А ребенок еще не владеет своими эмоциями так, как взрослые. Либо ребенок учится прятать свои эмоции поглубже, раз на него кричат, значит, нужно срочно замолкнуть. Это приводит к тому, что взрослые люди не умеют, боятся, стесняются затем выражать эмоции, подсознательно боясь некоего наказания.
Что советует психолог: Попробуйте обнять ребенка или усадить на колени, сказать ему спокойно: «Давай посчитаем до 10 и сделаем глубокий вдох».
Займитесь тем, что любит ребенок: поиграйте во что-то или выйдите на улицу. Попробуйте узнать у него, почему он был расстроен и плакал.
Не говорите «Будь осторожен»
Когда вы отпускаете ребенка на прогулку или позволяете ему делать какие-то «взрослые» дела, вы даете напутствие «Будь осторожен». Но для детей этой лишь абстрактное понятие. Что оно значит, они не понимают. Поэтому продолжают набивать шишки.
Что советует психолог: Больше конкретики. Если ребенок хочет налить себе воды в кружку, говорите ему: «Не наклоняй кувшин слишком сильно, держи кружку крепко обеими руками». В любом действии делайте акцент на том, как себя обезопасить, давайте четкие инструкции.
Забудьте «Дай, я сделаю»
В предыдущем пункте мы описали ситуацию, когда ребенок делает первые шаги по самостоятельности. Они очень важны для того, чтобы в дальнейшем он все делал сам, а не ждал вашей помощи. Поэтому полезные инструкции важны, но не пытайтесь отнять у него эту привилегию. Да, поначалу у ребенка все получается плохо, вас так и тянет перехватить инициативу в свои руки.
Что советует психолог: Можете предложить свою помощь ненавязчиво. Например: «Хочешь, чтобы мама или папа (бабушка/дедушка) помогли тебе? Если что, обращайся за помощью». Эта фраза, с одной стороны, дает им понять, что они могут просить о помощи, с другой, дает им возможность принимать самостоятельные решения.
Свежие комментарии