И бонус — 5 пальчиковых игр
Галина Зюзько
специалист по детскому развитию
Зачем вообще нужны пальчиковые игры
Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно много говорится о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи крохи. Игры с пальчиками способствуют умственному развитию малыша, стимулируют развитие его речи, творческих способностей и фантазии.
Даже если вам кажется, что с речевым аппаратом и словарным запасом у ребенка все в порядке, это не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Слабый мышечный тонус пальцев может обернуться для него серьезной нагрузкой в младших классах, ведь кроме усвоения большого количества новой информации, ему придется подолгу держать в руках ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее. Если вы хотите, чтобы ваш кроха не только хорошо разговаривал, но и быстро и легко учился, с раннего возраста начинайте развивать его руки — пальцы и кисти!
Развитие мелкой моторики у ребенка — задача, посильная любой маме. Это не столько применение специальных профессиональных методик, сколько интересная игра с использованием простейших подручных средств. С ее помощью малыши не только развивают мышцы пальчиков, но и узнают много нового об окружающих предметах, их свойствах, знакомятся с понятиями формы и объема, учат цвета. А еще «пальчиковые» забавы — это веселый и эмоциональный способ общения, который доставит массу удовольствия и вам, и крохе и даже вызовет его искренний смех.
Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму в школьном возрасте.
Развитие мелкой моторики в первые полгода жизни
1. Массаж ладошек
Мелкая моторика будет развиваться естественным путем вне зависимости от того, станете вы целенаправленно ее тренировать или нет. Огромная разница будет заключаться в том, насколько окажутся развиты мышцы пальчиков. Если вы начнете заниматься с крохой с рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в 1,5-2 месяца, а не в 3 и позже, как обычно. Перекладывать предметы из руки в руку малыш также научится раньше и будет делать это более ловко.
Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у младенца. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас — это вы сами!
Производите каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую.
Также вы можете купить массажный мячик — самый мягкий, какой только есть и с легким надавливанием катайте его по ладошкам (и ступням) ребенка. Это улучшает кровообращение и тактильные ощущения.
Нежно разминайте каждую фалангу пальца.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры сопровождаются эмоциональными фразами, которыми вы сопровождаете действия с ладошками и пальцами детей. Детям они очень нравятся, и по мере того, как растет ребенок, он учится повторять эти движения самостоятельно.
Не заставляйте кроху заниматься пальчиковой гимнастикой насильно. Эффективность упражнений будет снижаться одновременно с потерей интереса к ним. Рекомендуемое время занятий для малышей трех-четырех лет — от 3 до 5 минут.
Сначала указательным пальцем обводите круги на ладони ребенка по часовой стрелке, приговаривая «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Загибайте большой палец, сопровождая фразой «Этому дала», далее — загибайте указательный палец, средний, безымянный. А на мизинце скажите: «А этому не дала. Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил, кашу не варил, кашу не заслужил».
Перебирайте каждый пальчик, подносите его к губам и целуйте.
Перед сном можно завершать день следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая:«Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».
3. Развитие хватательного рефлекса
С полутора месяцев тренировка хватательного рефлекса должна быть на регулярной основе. Подставьте свои указательные пальцы ребенка к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться, и тогда он может удариться головой.
С пяти месяцев вы можете заметить, что кроха хватает одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывает. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Считаете, что рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи — пора активно стимулировать их.
Вкладывайте в детские ладошки маленькие (диаметром 3-4 сантиметра) шарики из различного материала — это хорошо развивает тактильные ощущения. Младенец должен их захватывать и стараться удержать.
Играйте в «мягкие» кулачки: сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец.
Делайте «причесывание» — упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад.
Развитие мелкой моторики с 6 месяцев до года
К 6-7 месяцам действия обоих рук ребенка координируются. Например, он может одной рукой брать игрушечную кошку, а другой — гладить ее. Он уже уверенно перекладывает предмет из руки в руку, и ему очень нравится бросать его. Для шестимесячных детей из подручных средств можно самостоятельно сделать интересные и полезные игрушки для развития мелкой моторики. Дайте крохе ваши старые бусы (только убедитесь, что нитка достаточно крепка) — его маленькие пальчики будут ловко перебирать бусины на нитке. Если вы не уверены, что ваши бусы подойдут, есть специальные игрушки в этом стиле — из совершенно безопасных материалов (на случай, если ребенок захочет попробовать их на зуб).
4. Игры с подручными вещами
Иногда для развития даже не нужны игрушки. Подойдет что угодно — бумага, крупа, сухие макароны и простое тесто.
Возьмите журнал и покажите, как можно рвать, мять и комкать бумагу. Младенца можно надолго завлечь этой игрой, особенно если она необычно шуршит.
Еще один способ развлечься с помощью бумаги и параллельно укрепить мышцы пальчиков — завернуть в нее любимую погремушку. Возьмите несколько салфеток, заверните в них погремушку округлой формы или просто небольшой шарик. Сделайте это так, чтобы ребенок видел все ваши действия. Потом предложите ему найти предмет. Если сразу не получится, помогите крохе и обязательно похвалите и порадуйтесь, когда он найдет спрятанную игрушку. Также можно использовать для этой игры яркие шелестящие обертки от конфет.
Когда возраст ребенка уже будет ближе к году, играйте в настольный «футбол». Фантики от конфет сверните в шарики. Разделите поверхность стола на две части и сложите из карандашей импровизированные ворота. Разделите «мячики» поровну и предложите крохе посоревноваться — кто пальцами забьет больше мячей в противоположные ворота.
Примерно с 10 месяцев практикуйте такую игру: открывание и закрывание коробок и банок. Желательно, чтобы крышки были разных размеров, тогда ребенку будет легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся или закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы найдете у себя на кухне.
Покажите ребенку как прицеплять на веревку или тонкий ремень нетугие прищепки.
С помощью макарон помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты. Также можно взять разноцветные макароны и сортировать их по цвету.
Хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу — чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т. п.
Полуторагодовалому ребенку можно давать задания посложнее: шнурование и застегивание пуговиц. Игрушки для этого можно сделать самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошее пособие для развития мелкой моторики — это шнурок, на который нанизываются различные предметы. С его помощью кроха не только тренирует мелкую моторику, но также изучает форму и цвета предметов.
Осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин.
Небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите младенцу найти игрушки в крупе.
Детям помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т. д.). Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.
Продолжайте делать упражнения «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Они имеют большое значение для развития мелкой моторики: во-первых, в действие вовлекаются абсолютно все пальчики, а во-вторых, хорошо тренируется память, и кроха очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним понемногу каждый день. Вовлекайте в процесс игры ребенка, чтобы он сам повторял упражнения.
5. Игрушки для развития мелкой моторики
Как только ребенок начнет сидеть, добавьте к совместным играм пирамидки небольших размеров. Сначала ребенок будет только снимать колечки, но очень скоро научится и нанизывать их. Учите кроху откручивать и закручивать крышечки на бутылках, а также переворачивать твердые страницы детских книжек.
С восьми месяцев можно использовать для занятий соленое тесто или мягкую пластилиновую массу. Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки от большого куска, надавливать на них и размазывать по твердой поверхности. Это помогает развивать гибкость и подвижность пальчиков.
Очень хороши в этом возрасте резиновые игрушки-пищалки, которые помогают укрепить мышцы пальцев. Практикуйте следующее упражнение: проговаривайте стишок, а ребенок должен в такт слогам сжимать и разжимать зажатую в руке игрушку-утенка. «Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи» (игру можно продолжить, заменив утенка котенком, козленком и т. п.).
6. Учим держать кружку и столовые приборы
В 10-12 месяцев ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку — разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый ребенок уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.
Учите кроху держать за ручку чашку (подойдут легкие и безопасные пластмассовые), затем ложку, а потом — и карандаш. Предлагайте порисовать «каракули».
К годику малыш проявляет интерес к рисованию. Используйте пальчиковые краски! Не стоит переживать из-за грязной одежды. Все легко смывается и отстирывается с помощью воды и мыла, зато кроха от такой игры будет в восторге.
Вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка).
Предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.
5 пальчиковых игр для детей
1. «Грабли»
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» — проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.
2. «Жук»
Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец — вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».
3. «Гармошка»
Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями «Посмотри, моя ладошка — как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются) А потом я поиграю. Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)Я играю — посмотри! А потом опять сдвигаю И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».
4. «Очки»
Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая: «Бабушка очки надела И внучонка разглядела».
5. «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы!».
9 книг со сценариями пальчиковых игр
«Пальчиковые игры», Е. Шарикова, изд. «Стрекоза»
«А под пальмой краб сидит. Пальчиковые игры», Е. Железнова, изд. «Карапуз»
«Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Т. Ткаченко, изд. «ЭКСМО»
«Пальчиковые игры и гимнастика для малышей», Е. Новак, изд. «Клуб семейного досуга»
«Пальчиковые игры для детей (29 карточек), Т. Кислинская, изд. «Питер»
«Оригинальные пальчиковые игры. Ранее развитие малыша», Н. Рымчук, изд. «Владис»
«Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет», Л. Иванова, изд. «Речь»
«1000 забавных пальчиковых игр», О. Новиковская, изд. «Астрель»
«Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики», А. Диченскова, изд. «Феникс»
Свежие комментарии