На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tatyana Fedotova
    Тест с двумя полоскамиЧто подарить мужу...
  • Александр Шентябин
    Не позавидую пациентам врача-эндокринолог клиники «Будь Здоров» на Сретенке: изъясняется только на  языке с большим к...Что такое метабол...
  • Владимир Степанов
    Хорошо, всё так убедительно! Но объясните мне, почему когда во времена СССР я забывал где-нибудь мандаринку и находил...Что будет с телом...

6 способов развить мелкую моторику ребенка

И бонус — 5 пальчиковых игр

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Галина Зюзько

специалист по детскому развитию

Зачем вообще нужны пальчиковые игры

Известному педагогу Василию Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже давно много говорится о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи крохи. Игры с пальчиками способствуют умственному развитию малыша, стимулируют развитие его речи, творческих способностей и фантазии.

Даже если вам кажется, что с речевым аппаратом и словарным запасом у ребенка все в порядке, это не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Слабый мышечный тонус пальцев может обернуться для него серьезной нагрузкой в младших классах, ведь кроме усвоения большого количества новой информации, ему придется подолгу держать в руках ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее. Если вы хотите, чтобы ваш кроха не только хорошо разговаривал, но и быстро и легко учился, с раннего возраста начинайте развивать его руки — пальцы и кисти!

Развитие мелкой моторики у ребенка — задача, посильная любой маме. Это не столько применение специальных профессиональных методик, сколько интересная игра с использованием простейших подручных средств. С ее помощью малыши не только развивают мышцы пальчиков, но и узнают много нового об окружающих предметах, их свойствах, знакомятся с понятиями формы и объема, учат цвета. А еще «пальчиковые» забавы — это веселый и эмоциональный способ общения, который доставит массу удовольствия и вам, и крохе и даже вызовет его искренний смех.

Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму в школьном возрасте.

Развитие мелкой моторики в первые полгода жизни

1. Массаж ладошек

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Мелкая моторика будет развиваться естественным путем вне зависимости от того, станете вы целенаправленно ее тренировать или нет. Огромная разница будет заключаться в том, насколько окажутся развиты мышцы пальчиков. Если вы начнете заниматься с крохой с рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в 1,5-2 месяца, а не в 3 и позже, как обычно. Перекладывать предметы из руки в руку малыш также научится раньше и будет делать это более ловко.

Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у младенца. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас — это вы сами!

  • Производите каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую.

  • Также вы можете купить массажный мячик — самый мягкий, какой только есть и с легким надавливанием катайте его по ладошкам (и ступням) ребенка. Это улучшает кровообращение и тактильные ощущения.

  • Нежно разминайте каждую фалангу пальца.

2. Пальчиковые игры

фото: Patrick Foto/Getty Images

Пальчиковые игры сопровождаются эмоциональными фразами, которыми вы сопровождаете действия с ладошками и пальцами детей. Детям они очень нравятся, и по мере того, как растет ребенок, он учится повторять эти движения самостоятельно.

Не заставляйте кроху заниматься пальчиковой гимнастикой насильно. Эффективность упражнений будет снижаться одновременно с потерей интереса к ним. Рекомендуемое время занятий для малышей трех-четырех лет — от 3 до 5 минут.

  • Сначала указательным пальцем обводите круги на ладони ребенка по часовой стрелке, приговаривая «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Загибайте большой палец, сопровождая фразой «Этому дала», далее — загибайте указательный палец, средний, безымянный. А на мизинце скажите: «А этому не дала. Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил, кашу не варил, кашу не заслужил».

  • Перебирайте каждый пальчик, подносите его к губам и целуйте.

  • Перед сном можно завершать день следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая:«Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».

3. Развитие хватательного рефлекса

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

С полутора месяцев тренировка хватательного рефлекса должна быть на регулярной основе. Подставьте свои указательные пальцы ребенка к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться, и тогда он может удариться головой.

С пяти месяцев вы можете заметить, что кроха хватает одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывает. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Считаете, что рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи — пора активно стимулировать их.

  • Вкладывайте в детские ладошки маленькие (диаметром 3-4 сантиметра) шарики из различного материала — это хорошо развивает тактильные ощущения. Младенец должен их захватывать и стараться удержать.

  • Играйте в «мягкие» кулачки: сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец.

  • Делайте «причесывание» — упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад.

Развитие мелкой моторики с 6 месяцев до года

фото: Martins Rudzitis/Getty Images

К 6-7 месяцам действия обоих рук ребенка координируются. Например, он может одной рукой брать игрушечную кошку, а другой — гладить ее. Он уже уверенно перекладывает предмет из руки в руку, и ему очень нравится бросать его. Для шестимесячных детей из подручных средств можно самостоятельно сделать интересные и полезные игрушки для развития мелкой моторики. Дайте крохе ваши старые бусы (только убедитесь, что нитка достаточно крепка) — его маленькие пальчики будут ловко перебирать бусины на нитке. Если вы не уверены, что ваши бусы подойдут, есть специальные игрушки в этом стиле — из совершенно безопасных материалов (на случай, если ребенок захочет попробовать их на зуб).

4. Игры с подручными вещами

Иногда для развития даже не нужны игрушки. Подойдет что угодно — бумага, крупа, сухие макароны и простое тесто.

  • Возьмите журнал и покажите, как можно рвать, мять и комкать бумагу. Младенца можно надолго завлечь этой игрой, особенно если она необычно шуршит.

  • Еще один способ развлечься с помощью бумаги и параллельно укрепить мышцы пальчиков — завернуть в нее любимую погремушку. Возьмите несколько салфеток, заверните в них погремушку округлой формы или просто небольшой шарик. Сделайте это так, чтобы ребенок видел все ваши действия. Потом предложите ему найти предмет. Если сразу не получится, помогите крохе и обязательно похвалите и порадуйтесь, когда он найдет спрятанную игрушку. Также можно использовать для этой игры яркие шелестящие обертки от конфет.

  • Когда возраст ребенка уже будет ближе к году, играйте в настольный «футбол». Фантики от конфет сверните в шарики. Разделите поверхность стола на две части и сложите из карандашей импровизированные ворота. Разделите «мячики» поровну и предложите крохе посоревноваться — кто пальцами забьет больше мячей в противоположные ворота.

  • Примерно с 10 месяцев практикуйте такую игру: открывание и закрывание коробок и банок. Желательно, чтобы крышки были разных размеров, тогда ребенку будет легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся или закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы найдете у себя на кухне.

  • Покажите ребенку как прицеплять на веревку или тонкий ремень нетугие прищепки.

  • С помощью макарон помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты. Также можно взять разноцветные макароны и сортировать их по цвету.

  • Хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу — чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т. п.

  • Полуторагодовалому ребенку можно давать задания посложнее: шнурование и застегивание пуговиц. Игрушки для этого можно сделать самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошее пособие для развития мелкой моторики — это шнурок, на который нанизываются различные предметы. С его помощью кроха не только тренирует мелкую моторику, но также изучает форму и цвета предметов.

  • Осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин.

  • Небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите младенцу найти игрушки в крупе.

  • Детям помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т. д.). Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.

Продолжайте делать упражнения «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Они имеют большое значение для развития мелкой моторики: во-первых, в действие вовлекаются абсолютно все пальчики, а во-вторых, хорошо тренируется память, и кроха очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним понемногу каждый день. Вовлекайте в процесс игры ребенка, чтобы он сам повторял упражнения.

5. Игрушки для развития мелкой моторики

фото: Getty Images
  • Как только ребенок начнет сидеть, добавьте к совместным играм пирамидки небольших размеров. Сначала ребенок будет только снимать колечки, но очень скоро научится и нанизывать их. Учите кроху откручивать и закручивать крышечки на бутылках, а также переворачивать твердые страницы детских книжек.

  • С восьми месяцев можно использовать для занятий соленое тесто или мягкую пластилиновую массу. Научите ребенка отщипывать маленькие кусочки от большого куска, надавливать на них и размазывать по твердой поверхности. Это помогает развивать гибкость и подвижность пальчиков.

  • Очень хороши в этом возрасте резиновые игрушки-пищалки, которые помогают укрепить мышцы пальцев. Практикуйте следующее упражнение: проговаривайте стишок, а ребенок должен в такт слогам сжимать и разжимать зажатую в руке игрушку-утенка. «Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи» (игру можно продолжить, заменив утенка котенком, козленком и т. п.).

6. Учим держать кружку и столовые приборы

фото: Getty Images/iStockphoto

В 10-12 месяцев ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку — разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый ребенок уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.

  • Учите кроху держать за ручку чашку (подойдут легкие и безопасные пластмассовые), затем ложку, а потом — и карандаш. Предлагайте порисовать «каракули».

  • К годику малыш проявляет интерес к рисованию. Используйте пальчиковые краски! Не стоит переживать из-за грязной одежды. Все легко смывается и отстирывается с помощью воды и мыла, зато кроха от такой игры будет в восторге.

  • Вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка).

  • Предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.

5 пальчиковых игр для детей

фото: Getty Images/iStockphoto

1. «Грабли»

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» — проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.

2. «Жук»

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец — вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».

3. «Гармошка»

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями «Посмотри, моя ладошка — как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются) А потом я поиграю. Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)Я играю — посмотри! А потом опять сдвигаю И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».

4. «Очки»

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая: «Бабушка очки надела И внучонка разглядела».

5. «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы!».

9 книг со сценариями пальчиковых игр

  • «Пальчиковые игры», Е. Шарикова, изд. «Стрекоза»

  • «А под пальмой краб сидит. Пальчиковые игры», Е. Железнова, изд. «Карапуз»

  • «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», Т. Ткаченко, изд. «ЭКСМО»

  • «Пальчиковые игры и гимнастика для малышей», Е. Новак, изд. «Клуб семейного досуга»

  • «Пальчиковые игры для детей (29 карточек), Т. Кислинская, изд. «Питер»

  • «Оригинальные пальчиковые игры. Ранее развитие малыша», Н. Рымчук, изд. «Владис»

  • «Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет», Л. Иванова, изд. «Речь»

  • «1000 забавных пальчиковых игр», О. Новиковская, изд. «Астрель»

  • «Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики», А. Диченскова, изд. «Феникс»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх