И почему они привлекают и детей, и взрослых
![](https://r1.mt.ru/r19/photo7AEB/20160853409-0/jpg/bp.jpeg)
Ваш ребенок любит аниме? Оторваться не может от экрана? Родители нервничают и сомневаются, на пользу ли такие мультфильмы? И чему они учат? Разложим по полочкам все, что дает аниме.
Элина Федотова
психология
детский и семейный психолог центра детской психологии «Август»
Аниме всерьез вошло в нашу жизнь.
Фанаты японских мультфильмов по всему миру устраивают аниме-фестивали, вживаются в образы любимых героев с переодеванием (косплей), пишут рассказы по аниме (фанфики), снимают видеоклипы на основе аниме, читают комиксы с сюжетами аниме (манга)… 60% всех мультипликационных сериалов в мире — это аниме.![](https://r5.mt.ru/r19/photoF184/20383926258-0/jpg/bp.jpeg)
Неудивительно, что такой ажиотаж может пугать некоторых родителей: непривычные образы героев, странное изображение их внешности, нехарактерные для нас верования, отсутствие привычной простой и понятной «морали» сказки, страшные изображения, проявление насилия и агрессивное поведение персонажей аниме. Как все обстоит на самом деле — давайте разбираться!
Немного истории
Аниме — это вся японская анимация со своей спецификой образов, изображения, сюжетов. Есть разные жанры аниме в зависимости от целевой аудитории (возраста, пола и пр.), от стиля (например, комедии, драмы, фэнтези, приключения), от используемых технологий (компьютерная обработка, рисунок пером или акварелью), от характера истории (например, спортсмены, волшебники-супергерои, обычные люди, сказка, притча, космические приключения).
![](https://r4.mt.ru/r19/photoF19F/20606999107-0/jpg/bp.jpeg)
Сюжеты для аниме берут из японских комиксов, компьютерных игр, из японской или иностранной литературы. Жанр аниме, создаваемых для детей до 10 лет, называется кодомо, о нем мы сегодня и будем говорить.
Что отличает кодомо от других жанров? Во-первых, способ изображения, учитывающий особенности детского восприятия: четкие, яркие картинки. Во-вторых, несложные, но важные темы: семья, дружба, природа, добро. В-третьих, добрый сюжет, без насилия и сцен жестокости, часто по мотивам известных нам сказок («Кот в сапогах», «Алиса в стране чудес», «Русалочка»). В нашем детстве тоже были аниме-кодомо: «Пчелка Майя», «Покемон», совместный советско-японский мини-сериал «Приключения пингвиненка Лоло». Самые популярные сейчас в этом жанре полнометражные мультфильмы режиссеров Хаяо Миядзаки, Хиромаса Ёнэбаяси, Хироюки Морита, Исао Такахата.
Читайте также
Опасения родителей
Многие мамы и папы настороженно относятся к японским мультфильмам. Самые распространенные страхи взрослых прокомментировала Элина Федотова — детский и семейный психолог, центр детской психологии «Август».
1. «В аниме непонятные образы, много духов и богов»
Конечно, в мультфильмах, как в любом виде искусства, отражается реальность страны, в которой они создаются, ее история, философия и мифология, так отличающиеся от наших представлений об устройстве мира. Например, в японском фольклоре, и в аниме соответственно, отражена вера японцев в духов и богов, обитающих повсюду — и в природе, и в доме. Но если нас, взрослых, может напрягать идея вездесущих богов, то для детей это, наоборот, очень естественно: они и так силой своего воображения наделяют душой все, что можно, очеловечивая неживое. Поэтому сказки и мультфильмы так понятны детям — они тоже «оживляют» неодушевленное.
![](https://r1.mt.ru/r19/photo2BD6/20830071956-0/jpg/bp.jpeg)
Неудачное знакомство
Зачастую неприятие аниме возникает из-за того, что наше, родителей, знакомство с японскими мультфильмами началось с не самых лучших картин. Первое аниме, хлынувшее в нашу страну на видеокассетах, было мультиками для взрослых — жанр хентай, или научно-фантастическими слабо прорисованными историями про роботов и механических машинообразных существ — жанр меха. Мы привыкли относиться к анимации как к красивым картинкам — сказкам для детей, а увидев совсем не такое кино, не вдаваясь в подробности, быстро сформировали первое негативное мнение, которое могло сохраниться.
2. «В мультфильмах страшные герои, чудовища»
В наших сказках тоже есть страшные персонажи — мифологические образы смерти: Баба-яга или Кащей. Не стоит бояться того, что малыш в мультфильме наблюдает встречу героев с чем-то опасным, пугающим. Здоровая детская психика защищает ребенка, помогая разделить: это не про меня, не про мою семью, не про мой реальный мир, а значит, это не по-настоящему, и реальной опасности для меня нет.
![](https://r.mt.ru/r19/photoB0AE/20053144805-0/jpg/bp.jpeg)
3. «У героев непропорционально большая голова, огромные глаза»
Как ни странно, большие, выделяющиеся и выразительные глаза японские мультипликаторы позаимствовали у Диснея, чтобы лучше передать эмоции и чувства героев. В аниме по прорисованным глазам персонажа можно понять его характер, манеру поведения. Так, у положительных героев глаза большие, блестящие, светлые, а у отрицательных — часто полузакрытые, с маленькими зрачками, без блеска, прикрытые челкой. Внимание к внутреннему миру ребенка — одна из главных идей детского аниме, поэтому переживания героя зачастую «написаны» у него на лице — показаны преувеличенно и не очень реалистично.
4. «А вдруг мой ребенок станет аниме-зависимым?»
Аниме-кодомо будят воображение ребенка, которое просто необходимо для его полноценного психического развития. У дошкольников есть период, когда перевоплощение в любимого героя (папу, паровозика Томаса, кошку, Человека-паука) и стремление ему во всем подражать — и это нормально. Даже самые привлекательные мультики не сделают ребенка зависимым от них, если у него все в порядке с ощущением себя, с самооценкой, если есть друзья и другие интересы, и главное — доверительный контакт с близкими.
50 на 50
Если мы интересуемся делами ребенка, его увлечениями, можем понять, что и почему так для него привлекательно в мультфильмах, разделить с ним интересы и игры, то вряд ли у него будет потребность прятаться от реальности. Если все же ребенок предпочитает мир фантазий — это может быть случаем психологической травмы, особенностей психического развития, проявлением серьезных трудностей в общении и взаимодействии с социумом, и тогда, конечно, надо к психологу.
![](https://r1.mt.ru/r19/photo4167/20276217654-0/jpg/bp.jpeg)
Читайте также
5 причин детской любви
Так в чем же особенная притягательность аниме для детей? Вот что говорят они сами.
1. «Красивая природа и животные»
Тема взаимоотношения человечества с природой в целом, и конкретного персонажа со стихией в частности прослеживается почти во всех кодомо. Познание мира природы для развития ребенка так же важно, как и мира людей. Поэтому образы природы — пейзажи, птицы, животные часто прописаны детально, рисунки яркие, краски сочные. Они доставляют эстетическое удовольствие зрителю. Завораживающее изображение моря и леса у Миядзаки, гор у Сугии для городских детей, часто лишенных контактов с живой природой, показывает ее важность, необходимости заботы о ней, формирует «экологичность» мышления.
![](https://r4.mt.ru/r19/photo8868/20499290503-0/jpg/bp.jpeg)
Маленьким детям легче понять идеи добра и зла, радости и грусти, плохого и хорошего на примерах образов животных, которые «проще» людей.
Звери очеловечены детским сознанием, но наделены довольно однозначными характеристиками: друг, хитрый, злой, трус. Не зря в русской культуре первые сказки для малышей — про животных. Понимание таких возрастных особенностей восприятия мира в аниме тоже отражено. Так, у детей помладше нужные представление об окружающем мире, отношениях и дружбе помогают сформировать «понятные» звери: волчонок и козленок в «Ночной буре». А для ребят чуть старше появляются волшебные сказки про героев — детей, таких же, как они.
2. «Нравится музыка»
Музыкальному сопровождению в аниме уделяется большое внимание. Красивая аранжировка влияет на восприятие зрителя, создает нужные настроение и атмосферу, помогающие лучше понять ситуацию.
![](https://r3.mt.ru/r19/photo1E7C/20722363352-0/jpg/bp.jpeg)
3. «Тут волшебство, чудеса… Как будто тоже летаешь с героями»
Мультфильмы с колдовством и магией, героями со сверхспособностями всегда были привлекательны для детей. В отличие от настоящей жизни тут можно самому быть другим — самым главным и всесильным, всемогущим волшебником, погрузиться в волшебный мир фантазии и сказки. В мультфильмах Миядзаки стихия неба, ветер — почти самостоятельные герои истории; везде есть сцены полета, ощущения от которого так приятны ребенку.
![](https://r1.mt.ru/r19/photoCA50/20945436201-0/jpg/bp.jpeg)
4. «Это про настоящих или почти настоящих детей, а не принцесс с принцами»
Персонажи кодомо — положительные герои, они добры, спокойны, дружелюбны, смелы, отважны, мудры, обладают огромной силой духа. Или приобретают эти качества по ходу мультфильма и закаляют свой характер. В целом тема взросления и формирования личности — одна из важнейших в японской анимации.
Через преодоление трудностей и испытаний, решая порой недетские проблемы — в поиске признания, работы, доверия, не теряя надежды и веры, герой становится умнее, увереннее в себе, самостоятельнее. Такие образцы для подражания нужны юным зрителям.
Читайте также
В России детское аниме представлено больше мультфильмами для девочек. В зависимости от возраста аудитории видна тенденция к изменению образа героини. Так, девочки помладше наделяются чисто «женскими» чертами личности: участливость, сердечность, бескорыстие, готовность помогать другим (например, Кики из «Ведьминой службы доставки»). В историях же, где герой — мальчик, он обладает, соответственно, «мужскими» качествами: ответственностью, смелостью (например, Поньо). Таким образом, у ребенка исподволь формируется представление о мужском и женском характере, разнице в поведении. А в аниме для девочек постарше много героинь свободолюбивых, сильных в проявлении чувств, имеющих свое мнение, решительных. Вообще фокус внимания на внутреннем мире главного героя, гуманных, пацифистских отношениях с окружающим миром отличает аниме от привычных «западных» идей накопления и приобретения статуса, богатства.
![](https://r.mt.ru/r19/photo7244/20168509050-0/jpg/bp.jpeg)
5. «Не могу оторваться»
Эмоциональные сюжеты близки юному зрителю, трогают за душу, потому что подобраны именно для этой аудитории. Детские аниме следуют верным моральным принципам, формируют правильные нравственные ориентиры добра и честности. Показывая, как прекрасен мир с добротой, отсутствием войн, заботой о природе, внимательным отношением к близким, самосовершенствованием себя. Да, не всегда можно просто и четко сформулировать «выводы» из мультфильма, но архетипические образы и смыслы цепляют бессознательно. Это видно по тому, какие чувства (светлой грусти или спокойствия) остаются в конце фильма.
Топ-10 аниме для детей
«Мой сосед Тоторо», 1988, Х. Миядзяки (0+)
«Рыбка Поньо на утесе», 2008, Х. Миядзаки (6+)
«Ариэтти из страны лилипутов», 2010, Х. Ёнэбаяси, Х. Миядзаки (0+)
«Ведьмина служба доставки», 1989, Х. Миядзяки (6+)
«Мэри и ведьмин цветок», 2017, Х. Ёнэбаяси (6+)
«Возвращение кота», 2002, Х. Морита (0+)
«Ночная буря», Г. Сугии, 2005 (0+)
«Навсикая из долины ветров», 1984, Х. Миядзяки (6+)
«Сказание о принцессе Кагуя», 2013, И. Такахата (6+)
«Кэнди-Кэнди», 1976, К. Мидзуки (6+)
Читайте также
Смотрим с пользой
При просмотре таких полнометражных мультфильмов ребенок переживает различные чувства, по-разному относится к происходящему, делает для себя выводы — происходит серьезная эмоциональная работа. Родители могут помочь ребенку ее сделать, предложив обменяться мыслями друг с другом, поделиться мнениями. Вместе обсудить идею мультфильма, отношения персонажей, поступки и чувства героев, сравнить себя с ними.
Можно подумать над следующими вопросами: Про что этот мультфильм? Что происходило с героем? Что он чувствовал? Почему он так поступил? Что подумал? Это было приятно/неприятно, просто/сложно? А как другим героям было? Как можно было поступить и почему? А у тебя такое случалось? Что больше всего понравилось/ удивило/ расстроило/ разозлило? Что ты для себя понял?
![](https://r3.mt.ru/r19/photo0096/20391581899-0/jpg/bp.jpeg)
Можно рисовать сюжеты, образы из мультфильма, обсуждать их. Или проигрывать волнительные моменты, побыть разными героями, попробовать свои варианты сюжета.
Доброжелательно, сочувственно относясь к словам своего ребенка, мы создаем доверительные отношения. Вместе смотря и анализируя подобным образом фильмы и мультфильмы, мы учим ребенка лучше понимать себя и других людей — развиваем его эмоциональный интеллект; помогаем освоить нормы морали, нравственности и этики (обдумывая такие понятия, как дружба, добро, честность, справедливость), способствуем лучшей его социализации.
Когда мы смотрим хорошие мультфильмы — мы становимся немного мудрее и добрее.
Больше полезных материалов для мам и пап — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии