На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

346 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    "Переведи!" (с) к/ф "Москва слезам не верит". Дедушка "воробей" ну нельзя быть таким занудным! Будьте проще и люди к ...«Жена два года от...
  • Воробей
    Думаю, что, если расспросить эту женщину подробно о том, какое поведение было у её родителей между собой, и сравнить ...«Жена два года от...
  • Воробей
    Как я уже отметил, это - не аптека, а - психология. Тут есть смысл говорить о разных тенденциях, и их взаимодействиях...«Жена два года от...

Розги, карцер, ярмо и другие воспитательные методы прошлого

«Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей», — говорилось в «Домострое», первом своде житейских законов XV века. И родители следовали правилам, считая, что только так можно вырастить хорошего человека.

«Воспитатель». Михаил Ватутин, 1892 г.

То, как относились к детям какие-то сто лет назад, современного человека повергает в шок. Но в те времена жестокость и изощренность воспитательных методов не считались чем-то преступным. Воспитание держалось на одном принципе — всепоглощающем страхе. «Любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить», — советовали в «Домострое».

С развитием православия ребенка готовили не только к будущей земной жизни, но и к небесной, искореняя с младенчества греховность мыслей и поступков. В Библии тоже достаточно напутствий о том, как относиться к отпрыскам и как их направлять на путь истинный: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Нужно сказать, что многие великие государственные деятели, мыслители, прогрессивные представители человечества пытались бороться с жесткими методами обращения с детьми. Например, увлекающаяся европейским идеями Просвещения Екатерина II даже издала «Жалованную грамоту дворянству» — правда, указ касался только благородных сословий.

Остальных малолетних от телесных наказаний частично защищало «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ», изданное в 1786 году. Но исполнение правил никто не контролировал, и о них быстро забывали. Традиции сурового воспитания детей оказались живучими и в семьях, и в учебных заведениях. Система начала меняться в сторону гуманистических педагогических идей после 1917 года и становления Советской Республики.

Как наказывали детей в дореволюционной России? Секли розгами

Сейчас за причинение ребенку физической боли российский родитель может отправиться за решетку — по Уголовному кодексу ему может грозить срок до двух лет. А когда-то главным методом воспитания непослушных сорванцов в семьях и учебных заведениях были лозины и розги. Для гибкости пучок прутьев специально вымачивали в солевом растворе, и это делало наказание невыносимо болезненным. Детей секли по голому телу, и соль попадала в свежие раны.

Получали розги не только дети крепостных, но и отпрыски представителей высоких сословий. В царской семье за всю историю отношение к физическому наказанию было разным. Но Николаю I в детстве досталось по полной программе: от наставника немца Ламздорфа ему попадало и линейкой, и ружейным шомполом, и розгами.

Пройдут годы, и императором будет издан указ о разрешении телесных наказаний в гимназиях и училищах. За каждую провинность полагалось определенное количество ударов, которые наносил школяру учитель. Девочек берегли от такого воспитательного метода, а мальчишек, особенно начальных классов, лупили почем зря. Чаще всего жестокость «процветала» в военных учебных заведениях и духовных семинариях.

Ставили коленями на горох

Наказанного заставляли на коленях стоять в углу на рассыпанном сухом горохе. Мера была популярной не только в крестьянских домах, но в учебных заведениях вплоть до 1917 года. Например, сохранилось упоминание про Саратов 1890 года: «…Учеников не били, как это было принято в то время во многих школах. Напротив, в церковно-приходской школе при церкви Красного креста ребят секли розгами и ставили коленями на горох».

Читайте также

Сажали в карцер

Чтобы хотя бы немного представить, что чувствовал ребенок, оказавшись в карцере, нужно понимать, как выглядел штрафной изолятор в те времена. Его описание есть у писателя Салтыкова‑Щедрина: «Помещение занимало темную и крохотную трехугольную впадину в капитальной стене; на полу был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды».

Ужаса добавляли живущие в подвалах крысы и холод, идущий от каменных стен. «Воспитательная» практика для особо отличившихся детей и  подростков существовала больше ста лет. И даже в таком привилегированном заведении, как Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин, тоже имелся свой карцер. Правда, воспитатели предпочитали относиться к детям более гуманно и редко отправляли нарушителей в изолятор.

Читайте также

Заставляли молиться на коленях

Отмаливать свое непослушание шалуну нужно было особым способом: стоя на коленях перед иконой с Библией в руках. От неудобной позы у ребенка немели ноги и появлялась ноющая боль.

фото: Raman Venin / Alamy
Наказывали голодом

За дерзость и бунтарство отпрысков отстраняли от обедов. Мол, посидит голодный, одумается и поумнеет. Кстати, так гувернеры наказывали будущего императора Александра II. Телесные наказания были запрещены, поэтому характер формировали тем, что за провинности не давали видеться с родителями или лишали ребенка пищи. Точнее, во время обеда цесаревичу подавали только суп.

В женских гимназиях существовала «традиция» учить уму девиц посредством «черного стола». Это наказание считалось действенным не только из-за того, что девочке не давали полноценного обеда, но и из-за унижения, через которое ей приходилось пройти. Ученица в особом, отличительном, фартуке могла принимать пищу только за отдельным столом и стоя. Поэтому все сразу видели, что эта девочка виновата и наказана за что-то серьезное.    

Читайте также

Вешали ярмо

Помимо телесных наказаний страдания ребенка вызывали и унизительные по своей сути «воспитательные» процедуры. Например, за плохое поведение у гимназиста отбирали форму и выдавали бесформенные балахоны, к которым была прикреплена табличка с описанием проступка. Предполагалось, что ярмо поможет нерадивому ученику очиститься от дурных мыслей и стать другим человеком. Но сделать это виновнику было сложно под натиском насмешек и издевательств других детей.   

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх