На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Parents.ru

343 подписчика

Свежие комментарии

  • Валентина Матвеенко
    Да, пластика видна невооружённым глазом..😏🤦‍♀️Династия веселых ...
  • Нина Комарова
    "Бедная девочка" -  с таких лет пластическая операция. Что же будет дальше? Страшно подумать. Да, от больших "заработ...Династия веселых ...
  • Виталий Кирпиченко
    И чем же знаменит КВН? Кроме, как низкопробными, ничего не дающими ценного в развитии культуры, искусства страны, он ...Династия веселых ...

7 лет — один ответ: что такое кризис семилетки

Что делать, когда у ребенка наступил кризисный возраст — отвечает эксперт «Детского радио»

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

За время взросления и формирования нервной системы, ребенок переживают несколько кризисов. Один из них — в 7 лет. К чему готовиться родителям и как справляться?

Лариса Овчаренко

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Московского государственного педагогического университета (МГПУ), эксперт «Детского радио»

Кризис 7 лет. В чем он заключается?

Основная фабула этого кризиса — изменение социального статуса ребенка. Наш вчерашний малыш становится вдруг взрослым и сразу становится школьником с большим количеством требований, ожиданий, с колоссальным потоком информации, которую ребенку предстоит перерабатывать. Именно в этом заключается кризис 7 лет. Наш ребенок становится вдруг взрослым, школьником, который должен выполнять огромное количество инструкций, соблюдать требования, правила, выдерживать 40-45 минут урока, выдерживать расписания, получать пусть и легкие, простые, но домашние задания. И даже если в первом классе их нет, все равно задают что-то разукрасить, нарисовать и т.д. Колоссальный объем информации, который ребенку надо будет перерабатывать. Он начинает учится, получать знания — не просто которые вдруг стали ему интересными, когда почемучка задавал вопросы, а здесь есть ПРОГРАММА, которую ребенок должен выполнять, которой должен соответствовать.

И эту систему образования он должен выдерживать и неважно в школе или дома ребенок учится, это все равно целая система взаимоотношений, которую он должен выдерживать, которую он должен соблюдать. Именно с этим со всем связаны эти кризисные моменты.

Что очень важно знать родителям, каким ребенок должен подойти к этому возрасту?

Есть такой феномен — школьная готовность. В готовность к школе входит большое количество параметров: эмоциональная, личностная и предметная. Мы понимаем, что это такая большая готовность. Но я хочу акцентировать внимание родителей, предметная готовность — это здорово, давайте прежде всего говорить о личностной — готовности психики к режиму обучения, потоку информации и ее переработке. О том, насколько развита произвольность ребенка, о том насколько он может действовать по инструкции, о том насколько развита его память, развито его пока наглядно-образное мышление. Оно будет потихонечку переходить к абстрактному словесно-логическому мышлению. Готовность выдерживать урок, готовность организовать себя на уроке и перемене, готовность собраться в школу, готовность поухаживать за собой в процессе обучения. Это все имеет большее значение, нежели предметная готовность. Хотя безусловно она тоже важна.

Нет такой опасности, когда мы очень сильно увлекаемся тем, чтобы наш ребенок знал, как можно больше. То есть не просто отвечаем на вопросы почемучки, а еще и впихиваем в него все эти знания. И он приходит в школу, а ему скучно?

Однозначно. Почему я и говорю, что предметная готовность в этом смысле вторична. Да, есть детки, которые очень хорошо подготовлены. Иногда натаскан на какие-то знания, для того чтобы продемонстрировать эту готовность. Очень часто родители это делают для себя. Надо исходить из потребности и закономерности возраста, готова ли психика ребенка эти знания выдерживать и главное оперировать этими знаниями. Насколько они актуальны для него, насколько приобретенные знания он использует в реальной жизни или в школьной. Это важно. Здесь есть риск, что мы обучили ребенка — научили его писать, он идеальный первоклассник — буквы знает и прописи выполняет, алфавит знает и в слоги буквы складывает и даже по слогам читает. А что ему делать в первом классе, когда весь класс выполняет определенную программу? Да, мы это все время обсуждаем и со школьными учителями, и со школьными психологами, как делать. Может разно уровневое обучение, персонализированное, дифференцированное — эти вопросы всегда на повестке дня.

Чем обусловлен кризис 6-7 лет и как он проявляется? Как родителям понять, что с ребенком творится что-то неладное?

Когда ребенок начинает говорить: «Ой мамочка, я в школу не хочу идти, у меня голова болит, у меня живот болит, с утра иду в школу, а не могу, у меня что-то горлышко прихватило». Когда ребенок соматические жалобы предъявляет и говорит, что не хочет идти в школу — это звоночек.

Когда ребенок стал утомляться, он, например, приходит из школы и ложится спать, сразу надо поспать, у него не хватает физических и психоэмоциональных ресурсов. Когда ребенок жалуется на то, что ему неинтересно в школе или его обижают, значит есть какие-то сложности с коммуникациями и ребенок сам не справляется, а по идее мы ждем, например, что он сам с этим справится. Когда ребенок изменился в эмоциональном статусе, он стал тревожным или чрезмерно агрессивным, а раньше вы за своим сыном или дочкой этого не замечали. На это надо обращать внимание.

Дальше, когда появляются астенические реакции, это проявляется в общем утомляемости, в интеллектуальной утомляемости, в физической утомляемости. Если раньше ребенка много что интересовало, он радовался зиме, лыжам, конькам, а тут вдруг это перестает ему быть интересным или не так значимо. Ребенок становится вялым или наоборот чрезмерно возбудимым, больше плачет, изменяется как-то пищевое поведение, сон, ребенок сложно засыпает, сон прерывистый или ребенок говорит о том, что что-то ему начинает снится, какие-то не очень приятные сны. Это все родителю может сказать о том, что- да, у ребенка кризис и может быть даже такое проявление школьного невроза, такое есть понятие, когда психика функционально не справляется с таким огромным потоком информации, когда ребенок в общем-то в целом успешный, он был готов даже предметно к школе, а тут вы видите, что не очень хорошие результаты, что-то как-то не получается, и главное- ребенок не получает от этого удовольствие.

Вот эти нюансы, моменты, могут нам сказать о том, что ребенок сложно переживает этот период. Плюс к этому мы же понимаем, мы с вами говорим, что ребенка не надо пичкать знаниями, это да, но есть еще параллельно требования школы, которые предъявляют. Разные школы предъявляют разные требования, и поэтому ребенок в этом смысле может оказываться между молотом и наковальней. Конфликт, двойной зажим, когда и так, и так-плохо. И соматическое здоровье, и психологический статус ребенка сразу наблюдательной маме покажет, что что-то не так и конечно надо на это обращать внимание.

Многие родители могут решить, что ребенок просто переутомился, устал. У него теперь нагрузка, а это на самом деле кризис.

Да, это говорит о том, что он не справляется с этой нагрузкой, значит, надо как-то помочь.

Как?

Надо прежде всего разобраться, на что эта реакция. Может, нагрузку распределить, может, уменьшить, можно говорить о щадящем режиме. Можно обратиться к педиатру, к неврологу, о щадящем режиме, если нагрузка действительно чрезмерная для ребенка, вплоть до смены школы. И программа. Мы знаем, что сейчас есть программа в начальной школе 1-3 и 1-4.

Можно сменить программу и не надо в этом смысле переживать и стесняться родителям, что с ребенком что-то не то, что-то не так. Нормальный у вас ребенок. Но надо дать ему возможность учится и получать знания в таком темпе, в котором он способен эти знания перерабатывать. Да, переутомился, а если раньше не было такого переутомления, обратите, пожалуйста, на это внимание. Придите в школу, посмотрите, поговорите с учителем, как он себя ведет на уроках, может быть надо изменить режим дня, может добавить больше отдыха, может больше прогулок. А ведь это не секрет. Проводили опрос среди родителей в начальной школе, как дети мало сейчас гуляют. Не хватает элементарно иногда детям свежего воздуха. Потому что ребенок резко из дошкольника превращается в школьника.

Первое сентября-ты взрослый, ты должен это, это и это. Не должен. А иногда не может. Поэтому надо плавно подходить, плавно готовить к режиму дня, и к тому, чтобы проснуться в определенное время. Для школьника встать с утра- это извечная проблема, с 1 по 11 класс. Школьники говорят- о господи, если бы вставать хотя бы в 10- идеальная была бы школа. К этому режиму тоже надо привыкнуть. К нему надо приспособиться и адаптироваться. Мамочка, наблюдательная посмотрит- на что реагирует ребенок, и может понять, как это можно исправить, как на это можно повлиять, чтобы снизить это напряжение, эти риски.

Можно посмотреть на опыт предыдущих поколений, когда дети после школы бежали гулять. Детям в 1 классе вещали ключ на шею. Бабушки были далеко не у всех. В 1 классе почти никому нянь не предоставляли. Дети действительно гуляли сами очень много.

Да, это факт, и этого сейчас дефицит. Серьезнейший дефицит, которой каждой семье надо думать, что с этим делать. Нехватка свежего воздуха и прогулок параллельно игры, отвлечения, отдых, это же большое количество функций. Это все сразу. Очень много полезного. Поэтому надо думать, как это вернуть, как добавить, насколько это возможно. Я все понимаю про занятость, про режим дня, с понимаем всего этого, я предлагаю добавлять это в жизнь ребенка, чтобы он мог чувствовать себя более ресурсно.

Но, наверное, в этом возрасте у ребенка еще и бурный рост происходит.

Да, конечно, как и в любой кризисный период развития- бурный рост физический, конечно. Это тоже важно, мы за этим тоже смотрим. У педиатра наблюдаемся, чтобы смотреть как здесь все проходят эти процессы, поэтому очень часто физическая усталость может быть связана именно с этим, кости и мышцы просто не успевают за ростом друг друга. И поэтому здесь есть физическая утомляемость, обязательно в каждый кризисный период времени мы помимо психологических, психических изменений, мы говорим о бурных физиологических изменениях, которые обязательно надо учитывать.

Какие-то особенности развития мозга в этот период происходят у ребенка?

Мозг развивается у ребенка на протяжении всей жизни ребенка, если мы, например, говорим о 9-10 годах, раньше мы фиксировали, что основные структуры мозга завершают свое развитие, а дальше уже происходит завершение всех вообще мозговых функций, развития мозговых функций, вслед за развитием мозга и всех его структур. К 9-10 годам, в латентный период, не кризисный, происходило развитие лобных долей мозга, которые отвечают за контроль и прогнозирование деятельности, и мы предполагали, что ребенок, уже 2-3 класс может контролировать себя и прогнозировать. То сейчас мы фиксируем, и психофизиологи, нейропсихологи, фиксируют развитие мозговых структур, лобных его долей, которые отвечают за прогноз, ответственность и контроль к 14-15 годам.

То есть дети вырастают быстрее, взрослыми себя чувствуют быстрее, в длину вырастают быстрее, а мозг развивается позже. А почему?

Да. В связи с этим мы констатируем такую инфантилизацию, по-разному почему. Иногда бывает, что нет условий, в которых мозг так рано будет развиваться. Вот эти тепличные условия не дают этого сделать. Им не надо думать, принимать решения. С одной стороны, к счастью, а с другой- вот такие естественные результаты мы получаем.

Кризис 7 лет миновал. Сколько родители могут пожить спокойно?

Вообще адаптация к школе проходит в среднем полгода, как и любые адаптационные процессы. Если все хорошо, то к концу 1 класса обучения родитель тоже может выдохнуть. Если только во 2 классе не появляются домашние задания, когда родитель ходит в школу вместе с ребенком и делает домашние задания. Это отдельная песня.

Раньше родители не делали так много домашних заданий вместе с детьми. Почему сейчас это стало так популярно. Почему родители сейчас стали себя так идентифицировать с детьми. Сами не доучились в школе? Почему они воспринимают домашнее задание своего ребенка как свое. Мне кажется, это не полезно для самого ребенка. Он же должен знать, что это его задание.

Конечно неполезно. Абсолютно точно. Потому что у ребенка формируется ответственность за его поле деятельности. Тут тоже включаются и амбиции родителя, и экономия времени своего. Тут мы тоже подчеркиваем, может какая-то работа и неидеальная, но это будет детская работа, потому что мы это делаем и для развития самого ребенка. Если мы сейчас не берем в расчет абсурдные школьные задания, которые, конечно, тоже бывают, когда родитель принимает решение делать сам. И мы тут всегда говорим: что с одной стороны есть естественное развитие ребенка, его природные потребности, есть требования школы, есть результат, на который надо работать, есть качество обучаемости, на которому тоже надо соответствовать.

В этом случае ребенок попадает в такие тиски, соответственно. И родитель конечно пытается лавировать между всеми этими условиями. А домашние задания-это местный демон, школьный, с которым все как-то борются. И нагрузка увеличивается, и требования школы увеличиваются, и уровень детей, которые приходят в школу, за счет этого раннего развития увеличивается, поэтому, мне кажется, встречные процессы, которые в итоге выливаются в ситуацию, что домашние задания становятся чем-то чрезмерным и недоступным для самостоятельного выполнения ребенком. Да, родитель потом втягивается, продолжает делать домашние задания вместе с ребенком, и ребенок потом уже не может сам. В итоге это приходит к тому, что и в 11 классе делают домашнее задание с родителем.

Лучше делегировать это ребёнку потихонечку и делегировать эту ответственность ему иначе мы получим человека, который вообще не умеет нести ответственность.

Однозначно. Здесь это важное свойство формируется. Поэтому насколько возможно, он должен получить свой опыт неудачи, он должен справится с тем, что у него получилось все не так, как хотелось. Для этого дома и есть мягкая, принимающая мама, которая скажет: «Да, сегодня не получилось, ты получил 3, наверное, нас это расстраивает, тебя расстраивает, но давай посмотрим, что мы можем сделать завтра, чтобы у тебя потом было и 4, и 5, и чтобы ты был доволен результатом».

То есть не ругать за плохой результат, а учить, чтобы он искал решение проблем.

Не даром мы все с вами делали в школе работу над ошибками, и она должна быть проработкой этих ошибок, а мне кажется, что больше должна заключаться в анализе почему эти ошибки случилось и как можно помочь ребенку с ними справляться.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх